Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью
 
Конфуций

дима

Управление

Живая лента
показать полностью
LEbEdEV -> Всем
вчера, 09:12
Комментарии Адвокатской газете

В ходе судебных разбирательств возникла правовая коллизия, связанная с применением «карантинных» указов Президента РФ:
• Указ № 274  (действовал с 15.03.2020 по 15.06.2021) приостанавливал течение всех сроков пребывания иностранцев, истекавших в этот период.
• Указ № 364 (с 16.06.2021) вводил иной механизм: для иностранцев, находившихся за рубежом, срок действия их документов приостанавливался на 90 суток с даты снятия транспортных ограничений с их страной.

В период пандемии в России вышло много нормативных актов, над значением которых юристы спорили в судах. Появившийся термин «нерабочие дни» вызвал массу споров, при этом в нерабочие дни назначенные суды рассматривались. Поэтому совершенно логично, что вопросы толкования указов КС не стал разбирать и оставил для толкования авторам.
Отказ в принятии жалобы обусловлен не нарушением прав заявителя самой нормой, а неподведомственностью КС РФ спора о правильности толкования и применения этой нормы судами общей юрисдикции в конкретном деле. Суд подтвердил, что оспариваемый указ был правомерной временной мерой, направленной на защиту прав иностранцев в условиях форс-мажора.

Генерация LLM:

Конечно, вот юридический комментарий к представленному определению Конституционного Суда РФ.

---

### **Юридический комментарий к Определению Конституционного Суда РФ от 17.07.2025 г. № 2038-О**

**Предмет анализа:** Определение Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ) об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина КНР Лю Цзяньцюаня на нарушение его конституционных прав подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 № 274.

**Краткая суть спора:** Гражданин Китая оспаривал конституционность нормы, которая в период пандемии COVID-19 приостанавливала течение сроков законного пребывания иностранцев в РФ. Он считал, что ее противоречивое толкование судами привело к нарушению его права на получение бессрочного вида на жительство.

#### **1. Фабула дела и правовая позиция заявителя**

Господин Лю Цзяньцюань, имевший вид на жительство (ВНЖ) в России с неоднократным продлением, в сентябре 2023 года подал заявление на выдачу ВНЖ без срока действия (бессрочного), что предусмотрено законодательством. Однако ему было отказано.


Лю Цзяньцюань с декабря 2019 по февраль 2023 года находился вне России. Суды первой и апелляционной инстанций, суммируя периоды приостановления по обоим указам, решили, что он пропустил срок для подачи на бессрочный ВНЖ по уважительной причине и имел право его подать. Однако кассация и Верховный Суд РФ заняли иную позицию. Они указали, что Указ № 274 к нему неприменим, так как срок его ВНЖ истекал уже после июня 2021 года. Применению подлежал только Указ № 364. С учетом нахождения заявителя в Китае и даты снятия ограничений с этой страной (20 мая 2022 года) срок его ВНЖ был продлен на 428 дней, и к моменту подачи заявления в сентябре 2023 года это продление уже истекло.

Заявитель argued, что оспариваемая норма Указа № 274 допускает противоречивое толкование, что создает неоправданные различия в правовом положении иностранцев и нарушает его конституционные права (ст. 2, 7, 17, 18, 19, 46, 55 Конституции РФ).

#### **2. Правовая позиция Конституционного Суда РФ и ее обоснование**

КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, и данное решение является юридически обоснованным по следующим причинам:

**а) Отсутствие признаков нарушения конституционных прав оспариваемой нормой.**
Ключевой вывод Суда состоит в том, что оспариваемое положение **не ограничивает права иностранных граждан, а, напротив, предоставляет им гарантии**. В условиях пандемии, когда многие иностранцы физически не могли въехать в РФ или подать документы для продления своего статуса, государство, защищая их интересы, не стало автоматически считать их пребывание незаконным. Вместо этого оно ввело механизм «приостановления» течения сроков, который де-факто продлевал законность их нахождения в РФ или сохранение их документов без необходимости активных действий с их стороны. Таким образом, норма носит **правозащитный, а не ограничительный характер**.

**б) Вопрос толкования и применения норм – прерогатива судов общей юрисдикции.**
КС РФ четко разграничил свои полномочия и полномочия других судов. Задача КС РФ – проверить конституционность самой нормы закона или указа. Задача судов общей юрисдикции (вплоть до Верховного Суда) – **правильно применить эту норму к конкретным обстоятельствам дела**.

В ситуации с г-ном Лю суды первой инстанции, по мнению вышестоящих инстанций, ошибочно применили к нему Указ № 274. Эта ошибка в правоприменении была исправлена в рамках системы судов общей юрисдикции. КС РФ не является **«четвертой инстанцией»** и не вправе переоценивать, какой именно указ и как должен был быть применен в данном конкретном споре. Он проверяет только, не противоречит ли Конституции сама норма, что в данном случае отвергается.

**в) Суверенное право государства регулировать миграционный режим.**
В своем определении Суд reaffirmed устоявшую правовую позицию о том, что пребывание иностранных граждан на территории РФ является не абсолютным правом, а **производным от разрешения государства**. РФ как суверенное государство вправе устанавливать правила въезда, пребывания и проживания иностранцев, обеспечивая разумный баланс между публичными интересами (безопасность, контроль миграционных потоков) и частными интересами самих иностранных граждан.

#### **3. Значение и последствия определения**

*   **Подтверждение правовой природы «карантинных» указов:** КС РФ официально признал, что оспариваемые меры были законной, proportionate и направленной на защиту прав граждан реакцией государства на чрезвычайные обстоятельства пандемии.
*   **Укрепление доктрины о недопустимости пересмотра правоприменения:** Определение является важным напоминанием о функциональных границах конституционного судопроизводства. КС РФ не подменяет собой иные суды и не исправляет их ошибки в интерпретации и применении закона, если сама норма при этом конституционна.
*   **Окончательность судебного спора:** Для самого г-на Лю Цзяньцюаня данное определение означает исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты в данном направлении. Его дальнейшие попытки оспорить отказ в выдаче ВНЖ должны быть связаны с пересмотром актов судов общей юрисдикции в их же системе (например, в порядке надзора), но не через конституционную жалобу.

Источник: Определение КС РФ от 17 июля 2025 года
LEbEdEV
0 ОтветитьЕщё
*
 
*
показать полностью
LEbEdEV -> Всем
5 августа 21:24
Комментарий Адвокатской газете

В этом деле много непонятного, например появление у одного объекта трех кадастровых номеров, как такое стало вообще возможным? В теории у одного объекта один уникальный кадастровый номер.

К сожалению, первые три этажа судебной системы демонстрируют нежелание погрузиться в суть правоотношений сторон спора и не обращают внимания на отсутствие права собственности у продавца. Суды не дали оценки тому, что сделка ничтожна, поскольку:

  • ответчик не имел права распоряжаться объектом (п. 2 ст. 209 ГК РФ);
  • регистрация права не устраняет пороков сделки, если она совершена с нарушением закона.

Суды не разрешили дело по существу, ограничившись формальным отказом из-за пропуска срока исковой давности, хотя:

·       ст. 199 ГК РФ позволяет суду применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе;

·       ст. 195 ГПК РФ требует, чтобы решение было законным и обоснованным, что предполагает анализ всех обстоятельств, включая добросовестность сторон.

Поэтому ВС и указывает: «  для разрешения вопроса о ничтожности договора купли-продажи плотины от 27 июня 2018 г. необходимо было установить наличие или отсутствие правовых последствий, которые в силу статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации влекут его недействительность.»

Таким образом, ВС РФ подчеркивает приоритет принципа добросовестности над формальными основаниями для отказа в иске, что соответствует современной тенденции усиления защиты добросовестных участников гражданского оборота.

Источник: https://vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf/2475952

LEbEdEV
0 ОтветитьЕщё
LEbEdEV
0 ОтветитьЕщё
показать полностью
LEbEdEV -> Всем
15 июля 20:38
Комментарий Адвокатской газете

В данном деле явно прослеживается конфликт между формальным соблюдением закона и публичными интересами государства.  

Нулевая толерантность к пьяным за рулём  

 Дела по ст. 12.8 КоАП РФ относятся к категории «социально значимых» – государство жестко пресекает управление ТС в состоянии опьянения. Это создает де-факто презумпцию виновности и снижает критичность судов к процессуальным нарушениям.  

 - Суд первой инстанции (мировой судья № 2) вынес решение быстро, не вдаваясь в подсудность, так как «факт опьянения доказан, значит, наказание должно быть».  

 - Районный и кассационный суды увидели нарушение, но сознательно закрыли на него глаза, чтобы не оставить нарушителя безнаказанным.  

Канцелярский характер административного производства должен был не позволить игнорировать доводы защиты, однако суды предпочли рассматривать спор не по праву, а по сути.  

 Административные дела часто рассматриваются формально, особенно когда есть «железобетонные» доказательства (медосвидетельствование, протокол). Судьи вышестоящих инстанций могли посчитать, что нарушение подсудности – несущественно, раз вина очевидна.  

2. Суды выбрали «государственную политику» вместо права Перед районным и кассационным судами стоял выбор:  

- Отменить решение → оставить пьяного водителя без наказания (формально правильно, но противоречит госполитике).  

- Оставить решение в силе → сохранить наказание, но нарушить ст. 47 Конституции РФ.  

Они выбрали второй вариант, поставив «борьбу с пьянством за рулем» выше процессуальных гарантий.  

Почему это опасно?

- Создает прецедент избирательного применения закона.  

- Подрывает доверие к судебной системе: если суды игнорируют нарушения в «удобных» делах, почему они должны соблюдать процедуру в других случаях?  

3. Верховный Суд восстановил баланс, но «осчастливил» нарушителя

ВС РФ, отменяя решения, поступил  строго по закону , но с учетом истечения срока давности это привело к  фактической безнаказанности  Семынина.  

-  Правильно ли это?  

 - Да, потому что  нельзя жертвовать законностью ради «справедливости»

 -  Но  это создает  парадокс : человек, скорее всего, виновен, но избежал наказания из-за ошибок системы.  

4. Практический пример: когда суды исправляют нарушения  

В нашей практике был случай  случай, когда суд  возвращал протокол из-за отсутствия места нарушения , а после исправлений рассматривал дело. Это показывает:  

- **Если суды хотят соблюдать закон – они это делают**.

- В деле Семынина же **сознательно проигнорировали** нарушение, потому что «дело серьезное».  

К сожалению, дело демонстрирует полное игнорирование доводов защиты и подмену закона судебным решением. Таки случае должны быть полностью искоренены, если мы хотим строить правовое государство. Эта проблема в административном производстве остается. Судебный акт по праву верный, а по сути – вопрос…

Источник: https://vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf/2470688

показать полностью
LEbEdEV -> Всем
9 июля 14:06
Комментарий Адвокатской газете
Отказ КС рассмотреть жалобу по формальным основаниям оставляет заявителей без
конституционно-правовой оценки системной проблемы – влияния административных
Ранее КС вынес определение N 2193-О имевшего такую же судьбу. В целом, позиция КС
похоже заключается в том, что все административные процедуры государством
выполняются надлежащим образом, таким образом положения которыми
руководствуется государство соответствуют Конституции. Ситуацию может поправить
Верховный Суд путем формирования разъяснений или обзора на этот счет, в данном
проволочек на реализацию жилищных прав.
деле ВС уже выразил свою позицию.

Источник: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecis...844305.pdf
LEbEdEV
Результат: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-po...uzhdayu...
КС поддержал порядок постановки сотрудников ОВД на учет нуждающихся в жилье
Он, в частности, заметил, что при постановке на учет для получения соответствующей соцвыплаты датой принятия на него является дата приема заявления сотрудника и необходимых документов
0 ОтветитьЕщё
показать полностью
admin -> Всем
27 июня 11:41
Не принято к публикации...

«Черный список» юристов и адвокатская монополия: как государство ужесточает регулирование юридического рынка

Введение

В России активно обсуждается создание публичного реестра недобросовестных юристов — так называемого "черного списка". Эта инициатива рассматривается на фоне другого важного изменения — постепенного введения адвокатской монополии на судебное представительство. Уже сейчас адвокат, лишенный статуса, автоматически теряет право вести дела в судах. Эти меры могут кардинально изменить рынок юридических услуг, повысив качество услуг, но одновременно вызвав опасения относительно ограничения конкуренции.

Репутация — главный актив профессионала

В контексте этих изменений важно понимать принципиальное отличие между случайными участниками рынка и настоящими профессионалами. Мошенниками могут быть только те, кто не дорожит своей репутацией — временщики, готовые заработать любыми способами. Для адвоката же репутация — это основной капитал, который формируется годами и может быть утрачен в один момент.

Как отмечает Антон Лебедев, адвокат LEbEdEV & barristers:

"Настоящий профессионал никогда сознательно не поставит под угрозу свою репутацию. В нашей сфере один неэтичный поступок может перечеркнуть десятилетия безупречной работы. Поэтому сама система адвокатского сообщества с его строгими этическими правилами служит естественным фильтром качества."

Аргументы за и против черного списка

Сторонники инициативы приводят веские доводы:

- Защита клиентов от недобросовестных специалистов, берущих деньги за невыполнимые обещания

- Повышение прозрачности рынка юридических услуг

- Создание действенных механизмов дисциплинарного воздействия

Противники указывают на существенные риски:

- Субъективность критериев включения в список

- Возможность злоупотреблений в конкурентной борьбе

- Нарушение принципа презумпции невиновности при внесудебном включении в реестр

Адвокатская монополия как системное решение

Государство видит в адвокатской монополии комплексный инструмент регулирования:

1. Постепенное ограничение судебного представительства только для адвокатов

2. Автоматическое лишение права вести дела при утрате адвокатского статуса

3. Ужесточение требований к адвокатскому сообществу

"Адвокатура становится институциональным гарантом качества юридических услуг. Монополия — это не привилегия, а дополнительная ответственность перед обществом", — подчеркивает Антон Лебедев.

Однако у этой реформы есть и критические аспекты:

- Рост стоимости юридических услуг из-за ограничения конкуренции

- Исключение из рынка квалифицированных юристов без адвокатского статуса

- Бюрократизация доступа к правосудию

Критерии включения в реестр: баланс строгости и справедливости

Эксперты настаивают, что основанием для включения в "черный список" должны служить исключительно объективные и подтвержденные данные:

1. Вступившие в силу судебные решения о мошенничестве или злоупотреблениях

2. Дисциплинарные постановления адвокатских палат

3. Многократные обоснованные жалобы клиентов, подтвержденные контролирующими органами

Механизм реабилитации: второй шанс для профессионалов

Чтобы избежать эффекта "пожизненного клейма", необходимо предусмотреть четкие правила восстановления:

- Возможность судебного обжалования необоснованного включения

- Процедуру исключения после устранения нарушений и возмещения ущерба

- Временные ограничения (3-5 лет) для большинства нарушений

- Публичную процедуру реабилитации через профессиональное сообщество

Естественные рыночные механизмы защиты

Важно отметить, что профессиональная среда уже выработала эффективные неформальные фильтры:

1. Коллегиальное давление — адвокаты избегают сотрудничества с сомнительными специалистами

2. Клиентская настороженность — потребители все чаще проверяют репутацию юриста

3. Корпоративная этика — крупные фирмы тщательно проверяют сотрудников

Вывод: эволюция вместо революции

Предлагаемые меры должны не ломать существующую систему, а формализовать естественные процессы профессионального отбора. Для успеха реформы необходимо:

1. Сохранить баланс между контролем и свободой профессии

2. Обеспечить прозрачность всех процедур

3. Гарантировать справедливость наказаний

4. Дать возможность исправления допустившим ошибки

В перспективе эти изменения могут привести к очищению рынка и повышению общего уровня доверия к юридическому сообществу, но только при условии взвешенного и последовательного подхода.

Поэтому в создании черного списка юристов нет необходимости все это может реализовать адвокатская монополия, которая отстранит от судебной работы людей, которые попали в нее случайно.

LEbEdEV
Ага, и опубликовали какую-то муру с комментариями людей, которые не разбираются в llm полностью... Ну, и вычеркиваем это ценное издание из перечня где публикуеся...
0 ОтветитьЕщё
показать полностью
LEbEdEV -> Всем
3 июля 11:20
Комментарий Адвокатской газете
Признание антикоррпуционных запретов не коституционными, на фоне идущей борьбы с коррпупцией было бы абсурдным. К тому же установление законодательных ограничений это зона ответственности законодательного органа, а не Конституционного суда. В области коррупции невозможно прописать правовую норму, которая подошла бы на все случаи жизни.
На мой взгляд прокуратура получив отказ, должна была его обжаловать в суде, чем собственно и занялась.
Определение подтверждает жесткий подход к антикоррупционным требованиям и ограничивает возможности обжалования для нарушителей. Однако оно также подчеркивает необходимость баланса. В настоящий момент между публичными интересами и правами должностных лиц.. В настоящий момент все правила сохраняются.

Источник: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecis...843530.pdf
.
LEbEdEV
0 ОтветитьЕщё
показать полностью
LEbEdEV -> Всем
17 июня 10:22
Комментарий Адвокатской газете

Сама статья (207.3 УК РФ) на мой взгляд не достаточно конкретная, что позволяет ей конфликтовать с конституционными правами о свободе мысли и слова. При этом последствия такого деяния упоминаются только в ч.3 статьи. Таким образом статья может быть применена при наличии самого факта распространения.

Для депутатов местного самоуправления безусловно необходимо контролировать свои высказывания, особенно на темы, которые могут причинить вред государству. Конституционный суд своим определением четко показал, что для дискредитации, статус нарушителя не имеет значения. На период прохождения СВО гражданам лучше отказаться от каких-либо высказываний о СВО, в этом и есть посыл формирующейся судебной практики.

Попытка заявителя обосновать сказанное выполннием рабочих функций депутата, не стали продуктивными, т.к. по всей видимости это вообще не входит в обязанности депутата.

https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecis...841503.pdf







Следите за новостями

TwitterTwitter Youtube ВКонтакте Facebook Instagram