Запах аммиака в квартире – полноценный повод для судебного иска. В Московском районном суде рассмотрели иск к застройщику – ЗАО «Унисто» – и взыскали с него более 6 млн рублей. Покупатель двухкомнатной квартиры, не ужившись с запахом аммиака, решил расторгнуть договор, строительная компания не соглашалась. В результате ей пришлось забрать квартиру себе, а клиенту вернуть деньги плюс судебные расходы, неустойку и пр.
– Жить в той квартире было невозможно, приходилось снимать жилье, – пояснил истец по имени Максим. – Странно, что мои соседи не подали аналогичный иск: решили, видимо, не связываться. Для меня вся эта судебная тянучка длилась больше двух лет. Очевидно, застройщик ждал, что запах все-таки выветрится и я передумаю и въеду-таки в новый дом.
Жилой массив в поселке Кальтино Всеволожского района был сдан в 2012 году. Это монолитные разноэтажные дома, стоимость квартир в них не превышала 53 тысяч за метр. Осматривая квартиру один раз, второй, Максим обратил внимание на запах нашатырного спирта и отказался подписывать акт приема-передачи. Он попросил предоставить ему другую квартиру аналогичного метража, где запах чувствовался бы не так сильно. Ему отказали: все квартиры были распроданы. Покупатель попросил вернуть деньги за некачественный, по его мнению, товар – 3,6 млн рублей. Потом суммы иска возросли. Заявление в суд поступило год спустя после переговоров, и теперь вместо 3,6 млн истец запросил в три раза больше. Дело в том, что деньги за некачественный товар положено возвращать в течение 20 дней, а иначе будет начислена неустойка. В суде подсчитали, что задержка составила 760 дней.
Еще полтора миллиона истец попросил в счет разницы между стоимостью квартиры в момент взноса денег (2011 год) и датой процесса, поскольку сейчас на 3,6 млн жилье аналогичного метража купить уже невозможно. Судья, правда, выяснила, что жилье за два года подорожало, но не более чем на 600 тысяч рублей. В заявление также были включены расходы на экспертизу.
Делало ее ООО ЦНПЭ «Петроэксперт» в феврале 2014 года. Там установили, что концентрация аммиака в квартире превышает допустимую норму в 12 раз, в связи с чем проживание в квартире невозможно. Но чтобы получить такой результат, адвокату и его клиенту пришлось отлавливать представителей застройщика на подходе к квартире: те пытались попасть туда заранее и устроить проветривание. При этом у сотрудников строительной компании имелись ключи от двери, а у самого покупателя не было: те, что ему выдали, не подошли. «Мы думаем, это застройщик поменял замок, а потом приехал сюда, открыл окна на несколько дней. В феврале!» – говорит адвокат Антон Лебедев. В конце концов рамы не просто заклеили, но и опечатали. И только тогда эксперт смог приступить к работе. По правилам, забор проб воздуха (специальным насосом в колбу с солью) проводится несколько раз в течение суток. Потом пробы уезжают в лабораторию.
Кроме того, истец доказывал, что вынужден был снимать жилье. Получился многомиллионный иск, который в суде рассматривали год. Арендные платежи истцу компенсировать не стали: суд установил, что договор аренды квартиры был заключен еще до того, как дом должны были сдать по срокам, и вообще – в собственности у Максима есть квартира в Петербурге. В итоге получилось 3,6 млн за квартиру, 650 тысяч за разницу в цене, 1,5 миллиона за неустойку, 50 тысяч – моральный вред, 28 тысяч за оценку и пошлину. Расходы на адвоката и аренду квартиры суд оплачивать отказался. Зато с застройщика высчитали штраф – 500 тысяч. Обе стороны обжаловали решение.
Справка
История с запахом аммиака в квартирах стала известна в апреле 2011-го: запах присутствовал в домах разных застройщиков, в том числе очень крупных. Речь шла о сотнях квартир. Все застройщики пытались справиться с запахом. Но окончательную победу долго одержать не удавалось. С наступлением холодов запах становился слабее, с началом теплого сезона жалобы повторялись.
В 2011-м все обвиняли в случившемся производителя бетона, который использовал противоморозную добавку, но в итоге никаких исков в суд ни от одной пострадавшей компании-застройщика не последовало. То есть никто не смог точно установить, откуда аммиак взялся.
Таким образом, все расходы по урегулированию конфликтов с покупателями квартир легли на плечи застройщиков. Решились вопросы по-разному. Иногда покупателям квартир предлагали пожить год в другом месте – и компенсировали деньги за аренду. Иногда застройщики предлагали вернуть покупателю деньги с небольшой компенсацией. Иногда покупатели оставляли себе квартиру, но требовали компенсаций. Одна покупательница квартиры добилась через суд компенсации в размере 55% от стоимости жилья.
Добрый день! Есть ли какое-то юридическая рекомендация по тем дольщикам, у которых экспертиза показала превышение аммиака, но не дошедшее до ПДК. Едва ли в таких квартирах сильно безопаснее жить. Какова практика по данному вопросу? Имеет ли смысл общаться с застройщиком, идти в суд?
Гость написал: Добрый день! Есть ли какое-то юридическая рекомендация по тем дольщикам, у которых экспертиза показала превышение аммиака, но не дошедшее до ПДК. Едва ли в таких квартирах сильно безопаснее жить. Какова практика по данному вопросу? Имеет ли смысл общаться с застройщиком, идти в суд?
Добрый день! Да, есть - найти адвоката и обратиться в суд. По нашему опыту аммиак не удаляется из бетона и даже проверенной технологии этого процесса нет. На нашем форуме полно информации https://www.lawnow.ru/forum/forum17/topic542/