Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Адвокатура - профессия творческая, девиз адвоката - исследование и свобода
 
Жюль Фавр, французский адвокат

Имущественный налоговый вычет при использовании субсидий на погашение кредитов

Имущественный налоговый вычет при использовании субсидий на погашение кредитов

Российские граждане получают все больше субсидий на приобретение или строительство жилья от государства или органов местного самоуправления. Но их суммы, как правило, не хватает для достижения этих целей. Выдавая таким заемщикам кредит, банк должен учитывать особенности получения ими имущественного налогового вычета.


Возможность получения заемщиком имущественного налогового вычета при приобретении или строительстве жилого дома или квартиры (комнаты) на территории Российской Федерации в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в определенных случаях значительно увеличивает его платежеспособность, что позволяет банку-кредитору существенно корректировать в сторону повышения максимальный размер выдаваемого ипотечного кредита.

В соответствии с указанным подпунктом при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ (в отношении доходов, подлежащих налогообложению по налоговой ставке 13%) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Общий размер указанного имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

В последние 2 — 3 года непрерывно возрастает доля ипотечных кредитов, предоставляемых коммерческими банками физическим лицам — налоговым резидентам Российской Федерации, имеющим право на получение субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетов органов местного самоуправления (местных бюджетов) на приобретение или строительство жилья.

Субсидии на приобретение жилья для граждан Российской Федерации предоставляются по целому ряду подпрограмм Федеральной целевой программы «Жилище» (далее — программа), а также в соответствии с программами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 N 681) программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в частности за счет средств федерального бюджета, должны реализовываться в форме предоставления молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее — субсидии на приобретение жилья).

Субсидии на приобретение жилья из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должны предоставляться в размере не менее:

— 35% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», — для молодых семей, не имеющих детей;

— 40% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями указанной подпрограммы, — для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более (неполные молодые семьи).

До 2008 г. доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», составляла 10% расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями указанной подпрограммы. При этом доля средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, направляемых на софинансирование, должна была составлять не менее 25% для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30% для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

Начиная с 2008 г. доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», составит:

— 15% — в отношении субъектов РФ, получающих в соответствующем финансовом году дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности которых после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ не превышает 0,7;

— 10% — в отношении субъектов РФ, получающих в соответствующем финансовом году дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности которых после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ составляет от 0,7 до 1;

— 5% — в отношении субъектов РФ, не получающих в соответствующем финансовом году дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

При этом начиная с 2008 г. доля средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», с учетом уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ должна составлять соответственно не менее:

— 20, 25 или 30% — для молодых семей, не имеющих детей;

— 25, 30 или 35% — для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья (далее — Порядок) устанавливается Правительством РФ.

Право на получение субсидии на приобретение жилья удостоверяется свидетельством. Формирование сводных списков получателей свидетельств осуществляется на уровне субъекта РФ на основе данных, представляемых муниципальными образованиями, осуществляющими постановку на учет молодых семей — участников подпрограммы. Органы местного самоуправления, отобранные субъектом РФ по результатам конкурса при наличии муниципальной программы, осуществляют выдачу свидетельств участникам подпрограммы исходя из объемов финансирования, предусмотренных в местном бюджете, и объемов софинансирования из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. При этом форма свидетельства устанавливается Правительством РФ и должна быть единой на всей территории Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов РФ, отобранным для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. (далее — подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее — молодая семья).

Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Основными задачами подпрограммы являются:

— обеспечение предоставления молодым семьям — участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;

— создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

— добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

— признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;

— возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.

Размер субсидии, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства. Он указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.

Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья — владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья — владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в подпрограмме, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в подпрограмме организаций, предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии с Порядком.

Отбор банков для участия в реализации подпрограммы осуществляется субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации подпрограммы. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с государственным заказчиком — координатором программы, Минфином России и Банком России.

Банки, претендующие на участие в подпрограмме, должны удовлетворять следующим условиям:

— иметь опыт жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);

— не иметь задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;

— удовлетворять обязательным нормативам, установленным Банком России;

— не иметь убытков за последний отчетный год;

— иметь структурное подразделение банка на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.

Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:

— развитость сети филиалов на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы;

— условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.

Молодая семья — владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.

Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.

Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.

В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семьей за счет средств ипотечных жилищных кредитов или займов допускается перечисление средств субсидии в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Перечисление средств субсидии на погашение иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам не допускается.

Основаниями для перечисления средств субсидии в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) являются:

— соответствующий кредитный договор (договор займа);

— справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу);

— свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием кредитных (заемных) средств;

— договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома.

При этом размер предоставляемой субсидии ограничивается суммой остатка основного долга и начисленных процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).

Действующие федеральные, региональные и муниципальные жилищные программы существенно различаются по формам стимулирования приобретения и строительства жилья.

В этих условиях особую важность приобретает правильное определение не только заемщиком, но и банком как текущих, так и будущих налоговых обязательств заемщика по налогу на доходы физических лиц (как в части обложения указанным налогом суммы получаемой субсидии, так и в части возможностей использования имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 216-ФЗ) ст. 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" не содержала никаких указаний на то, что суммы жилищных субсидий, получаемых гражданами Российской Федерации, подлежат исключению из их облагаемого дохода.

Данное обстоятельство в ряде случаев стало причиной того, что отдельные заемщики по кредитным договорам не могли погашать сумму основного долга и процентов по ипотечному кредиту и одновременно (на следующий год после получения жилищной субсидии) уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц по ставке 13% от суммы этой субсидии. Для подавляющего большинства получателей жилищных субсидий и сотрудников банков, занимавшихся ипотечными кредитами, выяснение из действовавшего в прошлом году текста НК РФ информации о необходимости уплачивать налог на доходы физических лиц с суммы субсидий оказалось неожиданным и неприятным сюрпризом.

Следует отметить, что налоговые органы во всех случаях получения налогоплательщиками таких субсидий не только имели исчерпывающую информацию от финансовых органов, но и в полном соответствии с нормами действовавшего законодательства о налогах и сборах (то есть гл. 23 НК РФ) настаивали на необходимости уплаты налога с полученных от бюджетов различных уровней сумм субсидий. Ситуация для многих налогоплательщиков осложнялась еще и тем обстоятельством, что, не подозревая о необходимости уплачивать налог на доходы физических лиц с сумм полученных субсидий, они либо не подавали налоговые декларации в установленные сроки, либо подавали их без указания в качестве одного из налогооблагаемых доходов сумм полученных субсидий.

Это могло привести к печальным последствиям. Ведь такие налогоплательщики, по сути, совершали не только налоговые правонарушения, состоявшие в несвоевременном представлении налоговых деклараций или неполном представлении в них сведений о доходах, но и (в связи со значительными размерами сумм причитавшегося к уплате налога) могли быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ за сокрытие дохода в крупных размерах.

Важно отметить, что по доходам, полученным до 2008 г., указанные налогоплательщики были вправе использовать имущественный налоговый вычет на основании пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (в том числе и в отношении сумм полученных жилищных субсидий), однако право на его применение могло быть реализовано налогоплательщиком только при своевременной подаче соответствующего заявления в налоговый орган по месту постоянного проживания (либо до окончания налогового периода для получения вычета от работодателя — налогового агента, либо после окончания налогового периода одновременно с обязательной в этом случае подачей налоговой декларации до 1 мая года, следующего за налоговым периодом, в котором была получена жилищная субсидия).

При этом нужно подчеркнуть, что отнюдь не все налогоплательщики могли бы в подобной ситуации даже при своевременном обращении в налоговый орган воспользоваться указанным имущественным налоговым вычетом. Ведь его нельзя использовать повторно, а кроме того он не может быть применен в случае, если сделка по приобретению объекта жилой недвижимости была заключена между взаимозависимыми лицами (в частности, между близкими родственниками, работником и работодателем и т.д.).

Федеральным законом N 216-ФЗ проблема налогообложения доходов физических лиц — налоговых резидентов РФ в виде жилищных субсидий из бюджетов всех уровней была решена. Статья 217 НК РФ была дополнена новыми п. п. 35 и 36 следующего содержания:

«35) суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);

36) суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона N 216-ФЗ положения п. 35 ст. 217 НК РФ распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

В отношении п. 36 ст. 217 НК РФ законодатель поступил следующим образом. Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 284-ФЗ) из НК РФ был исключен текст п. 36 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона N 216-ФЗ. Одновременно п. 2 ст. 1 Федерального закона N 284-ФЗ был введен новый текст этого пункта: «36) суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». По сути, в тексте пункта изменилось лишь одно слово — вместо субсидий в нем теперь речь идет о выплатах.

Новый текст п. 36 ст. 217 (в ред. Федерального закона N 284-ФЗ) должен был вступить в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 284-ФЗ). Но Федеральный закон N 284-ФЗ был опубликован в «Собрании законодательства РФ» 3 декабря 2007 г., а в «Российской газете» — 4 декабря 2007 г.

Важно подчеркнуть, что положения п. 36 ст. 217 НК РФ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 284-ФЗ).

Таким образом, первая редакция п. 36 ст. 217 НК РФ просто не успела вступить в силу (она должна была вступить в силу с 1 января 2008 г.). Оказалось, что с 4 января 2008 г. не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) по налогу на доходы физических лиц суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, по доходам за 2007 календарный год суммы полученных физическими лицами субсидий (выплат) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, подлежат налогообложению, а суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), не подлежат налогообложению.

Особое внимание заемщикам, получающим выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилья из бюджетов всех уровней, а также российским юридическим лицам, предоставляющим таким заемщикам ипотечные кредиты (целевые займы), следует обратить на то, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 284-ФЗ абз. 19 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ с 1 января 2008 г. действует в новой редакции:

«Имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 настоящего Кодекса». То есть в нем также вместо субсидий речь теперь идет о выплатах.

Внесенное изменение однозначно запрещает применение имущественного налогового вычета в связи с приобретением или строительством жилья в отношении доходов с начала 2008 г. в случае, если налогоплательщик получил хотя бы 1 руб. в виде оплаты расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, то есть использовал соответствующую выплату (субсидию) для внесения первоначального взноса или погашения основного долга.

На наш взгляд, новая редакция абз. 19 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не препятствует использованию указанного имущественного налогового вычета в тех случаях, когда выплаты средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов производятся с целью компенсировать налогоплательщику-заемщику его фактические расходы (или часть расходов) по уплате процентов по ипотечным кредитам (целевым займам).


А.В.Толкушкин
К. э. н., заместитель постоянного представителя
Российского отделения в Генеральном совете
Международная налоговая ассоциация (IFA)

Подписано в печать 27.03.2008

Источник: «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2008, N 4

Обсудить материал на форуме...

Короткая ссылка на новость: https://www.lawnow.ru/~wpIC4
 


Комментарии пользователей





Следите за новостями

TwitterTwitter Youtube ВКонтакте Facebook Instagram