Вы здесь:
Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм.
 
Джордж Оруэлл
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Правопреемство в исполнительном производстве...
 
Оглавление:
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
 
... текст сокращен ...
Статьей 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом.
Вопрос о том, какие именно нормы права определят «порядок, установленный федеральным законом», на практике решается по-разному. Первый подход основан на том, что исполнительное производство является одной из стадий арбитражного процесса, поэтому должна применяться норма АПК РФ о процессуальном правопреемстве (ст. 40 АПК РФ 1995 г., ст. 48 АПК РФ 2002 г.), в соответствии с которой в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте; правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исходя из этого, во всех случаях требуется обращаться в арбитражный суд с соответствующим заявлением, по рассмотрении которого суд выносит судебный акт. Этот судебный акт (определение о замене стороны) как раз и будет являться для судебного пристава-исполнителя документом, «определяющим правопреемника в порядке, установленном федеральным законом».
Рассмотренная позиция выражена, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2002 № 4439/01: «В соответствии со статьей 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену стороны ее правопреемником в порядке, установленном федеральным законом. Такой порядок определен статьей 40 АПК РФ. Вопрос о замене стороны ее правопреемником рассматривается арбитражным судом по заявлению заинтересованного лица в судебном заседании, о времени и месте которого извещаются стороны, а также судебный пристав-исполнитель. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое может быть обжаловано.»

Однако приведенное мнение Президиума ВАС РФ нельзя считать единственно верным – хотя бы потому, что он не отличается достаточной последовательностью, и в судебной практике можно найти множество примеров, когда в постановлениях Президиума ВАС РФ по конкретным делам одни и те же вопросы решаются прямо противоположным образом.
На практике судебные приставы-исполнители далеко не всегда требуют представления вышеуказанного судебного акта. Их позиция базируется на следующих положениях.
Статья 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что в случае выбытия одной из сторон (в том числе в с вязи с уступкой требования) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Сопоставив эту норму с нормами, содержащимися в ст. 24 того же закона, мы приходим к выводу, что понятие «порядок, установленный федеральным законом» является более широким по сравнению с порядком, определенным АПК РФ (и ГПК РФ).
Ведь если законодатель действительно имел в виду, что необходимо всегда получать судебный акт о замене стороны, то он включил бы в соответствующую статью прямое указание на это - по аналогии со ст. 24. Но в этом случае вынесение постановления судебным приставом-исполнителем выглядит излишним (если суд приостанавливает или прекращает исполнительное производство, то закон не требует от судебного пристава вынесения «дублирующего» постановления). Сказанное означает, что упоминающийся в ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» «порядок, установленный федеральным законом», не сводится только к порядку, определенному АПК РФ (и ГПК РФ).
Применительно к уступке требования мнение, что судебный пристав-исполнитель может также руководствоваться порядком, установленным главой 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве», выглядит достаточно обоснованным. В частности, это может иметь место, когда уступка требования происходит после возбуждения исполнительного производства.
Следует также заметить, что вопрос о том, является ли исполнительное производство стадией процесса, остается дискуссионным. Так, в ст. 48 АПК РФ указывается, что правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. А ст. 139 АПК гласит: «Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.» Т.е., по смыслу этой нормы стадия исполнительного производства не является стадией процесса. С учетом этого первая позиция выглядит далеко небезупречной.

На основании сказанного приходим к таким выводам:
Если исполнительное производство уже возбуждено и пристав не возражает против замены взыскателя на основании представленных документов, подтверждающих уступку требования в материально-правовой сфере, то на суд время и силы можно не тратить. Если возражает - спорить с ним в суде нецелесообразно, надо получить определение о замене взыскателя (новый и/л приставы обычно не требуют). Если и/л выдан, но исполнительное производство по нему не возбуждено, то нужно идти в суд, получать определение о замене вызскателя и новый и/л. А если в игре очень большие ставки и кругом жулики, тогда определение суда и новый и/л получайте независимо ни от чего.

... текст сокращен ...
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)