Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.
 
Ж.Д'Аламбер
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2
ст. 222 ГК РФ: самовольная постройка
 
Новые экономические споры ВС // Займутся самовольными постройками на арендованных землях


На прошлой неделе в экономическую коллегию Верховного суда (ВС) было передано девять дел. В них, в частности, поднимается старый вопрос о признании права собственности на самовольную постройку, появившуюся на арендованной земле. Кроме того, затрагивается проблема действия во времени ст. 313 Гражданского кодекса (ГК) об исполнении третьим лицом.

Полный список дел, переданных на пересмотр на прошлой неделе и найденный редактором Гулей Исмагиловой, находится в конце поста.


(1) Можно ли признать право собственности на самовольную постройку за арендатором? (ОАО «Московский шлифовальный инструмент» против префектуры САО Москвы)

В последние годы суды шатало из стороны в сторону при решении вопроса, может ли арендатор претендовать на легализацию своей самовольной постройки. Определенность, казалось, установилась после 2010 года, когда пленумы двух высших судов, следуя букве ст. 222 ГК, запретили признавать за арендаторами права на самовольную постройку[1]. Однако в 2014 году президиум Верховного суда объявил, что делать это все-таки можно, приведя в пример частные дома (обзор практики также можно посмотреть в блоге Вадима Петрищева)[2]. Дело, переданное в экономическую коллегию, позволит применить это разъяснение, но, похоже, не в пользу арендатора.

Спорный объект — административное здание в Москве в Старопетровском проезде. ОАО «Московский шлифовальный инструмент» арендовало участок в этом месте «для производственной деятельности» в 2005 году. Позже префект Северного административного округа согласовал возможность строительства, и само здание было возведено в 2010 году. Тогда же Магасский суд в Ингушетии признал право собственности компании на это здание, и оно на этом основании зарегистрировано в ЕГРП.

История появления решения Магасского районного суда неизвестна, но с учетом правил о подсудности споров о недвижимости выглядит очень сомнительно. Видимо, понимая, что такая регистрация, даже на основании решения суда, мало чего стоит, московские власти стали добавиться сноса самовольной постройки. Суды Московского округа иск удовлетворили (дело № А40-30801/2012). «Московский шлифовальный инструмент» не сдался и вновь потребовал признать за ним право собственности на здание, теперь уже как на самовольную постройку (дело № А40-30372/2013). Апелляционный, а вслед за ним кассационный суды с этим согласились. Они посчитали, что истец не виноват в отсутствии разрешения на строительство, так как он принимал все зависящие от него меры.

Из определения о передаче дела в ВС видно, что в деле есть по крайней мере два правовых вопроса. Во-первых, о наличии у арендатора возможности получить право на самовольную постройку. Определение в этом отношении противоречиво. Упоминает и позицию пленумов 2010 года, и позицию президиума ВС 2014 года. В итоге рассуждения сводятся к тому, что в принципе арендатор может получить право на самовольное строение, если это соответствует цели аренды. Но в данном случае этого сделать нельзя. Почему? Потому что, видимо, договор аренды ничего не говорит о праве строить на участке. Правда, нижестоящие суды посчитали, что раз договор молчит, то делать это можно, применив не совсем к месту принцип «что не запрещено, то разрешено».

Во-вторых, не так уж очевидно, что арендатор принял все меры для легализации строительства. В первую очередь речь идет о разрешении на строительство. Он даже не обращался за его получением и не получил градостроительный план участка. Попытки сделать что-то ограничились обращениями в пару разных инстанций за вспомогательными документами. Жалоб в суды на бездействие или отказы властей также не было. Такую деятельность, похоже, ВС не воспримет как повод, чтобы закрыть глаза на отсутствие разрешения на строительство.

ВС рассмотрит это дело 27 сентября.
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
 
Судебная практика Верховный суд РФ
Незарегистрированную постройку добавили в ипотеку права аренды // ВС уточнил права залогодержателей при банкротстве


Наталья Селиверстова / Источник фото: РИА Новости

Залог арендованного земельного участка можно распространить на недостроенный арендатором объект, даже если право на него не зарегистрировано. К такому выводу пришла экономическая коллегия Верховного суда (ВС) в деле о банкротстве ООО «Автогарант», чьи обязательства перед АО «Райффайзенбанк» обеспечивались залогом права аренды участка. ВС применил по аналогии правило о возможности распространения залога на незарегистрированный многоквартирный дом (МКД), если начинается обращение взыскания на предмет залога.

На участке с заложенным правом аренды «Автогарант» построил гостиницу, но право собственности не зарегистрировал. В деле о банкротстве «Автогаранта» Райффайзенбанк попросил обременить постройку залогом в свою пользу (дело № А12-12549/2015). Первая инстанция и апелляция требования удовлетворили. Гостиница была «пристраиваемой», то есть принадлежностью нежилого здания в собственности должника, и нужна была для комплексного использования этого здания. Участок под ним был в залоге, а по закону об ипотеке по умолчанию залог участка распространяется и на возведенную на нем постройку (п. 1 ст. 64 Закона об ипотеке). Кассация с этим не согласилась, так как на момент рассмотрения спора гостиница не введена в эксплуатацию, право собственности не зарегистрировано, она не может быть объектом гражданских прав и объектом залога.

Экономическая коллегия ВС поддержала выводы первой и апелляционной инстанций (определение по делу было опубликовано в этот понедельник). По мнению ВС, в данной ситуации незарегистрированную постройку можно обременить залогом, применив по аналогии п. 5 ст. 13 Закона о долевом строительстве МКД. Он обязывает застройщика зарегистрировать право собственности на недостроенный объект при возникновении оснований для обращения взыскания на предмет залога. Если застройщик этого не делает, то регистрация осуществляется по решению суда по иску дольщика об обращении взыскания на предмет залога. Требование Райффайзенбанка, по сути, — это требование об обращении взыскания на предмет залога, отмечено в определении ВС. Распространение залога права аренды участка на гостиницу позволит избежать негативных последствий — пропуска срока на предъявление кредиторами требований и, как следствие, на реализацию статуса залогового кредитора.

--

Гульнара Исмагилова, Закон.ру
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
 
Верховный суд запретил делить самострой при разводе

В споре бывших супругов Верховный суд разъяснил исключения из правил раздела совместно нажитого имущества. Судебная коллегия по гражданским делам пояснила, что самовольно построенные здания и сооружения разделу между бывшими супругами не подлежат.

⚖ Фабула дела:
Мужчина обратился в суд с иском к бывшей супруге о разделе совместно нажитого имущества и признании права собственности, указав, что с 6 октября 2007 г. состоит в браке с ответчиком.

В период брака приобретен земельный участок площадью 595 кв. м, право собственности на который зарегистрировано за истцом. На указанном земельном участке истцом возведено нежилое строение площадью 316,4 кв. м.

Истец просил выделить ему 1/2 долю супружеского имущества, признав за ним и ответчиком право собственности на 1/2 долю указанного строения за каждым.

📎 Позиции судов первой, апелляционной и кассационной инстанций:
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.

Разрешая спор и принимая по делу решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами семейного права, исходил из того, что земельный участок по указанному выше адресу приобретен супругами в период брака, возведенное на нем нежилое строение - здание литера "А" построено за счет супружеских средств; в соответствии с заключением проведенной по делу строительно-технической экспертизы оно соответствует строительным, градостроительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, обеспечивает безопасную для здоровья людей эксплуатацию объекта и не создает угрозу жизни и здоровью окружающих; размещение объекта капитального строительства и расстояние от него до строений, находящихся на соседних земельных участках, согласованы с их правообладателями.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.

📎 Позиция Верховного суда:
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Одним из критериев самовольной постройки в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является также возведение недвижимого имущества на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.

Как следует из вступившего в законную силу решения Армавирского городского суда Краснодарского края от 3 августа 2016 г., которым был удовлетворен иск прокурора г. Армавира, поданный в интересах муниципального образования город Армавир к истцу о запрете использования земельных участков не по целевому назначению, разрешенным видом использованием земельного участка N 294 в с/т "Радуга" в г. Армавире, является использование его для садоводства. Однако возведенное истцом на указанном земельном участке нежилое строение является объектом недвижимости, используемым для оказания услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Между тем, размещение на земельном участке таких объектов недвижимости относится к условно разрешенному виду использования земельного участка.

Постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 30 августа 2016 г. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для обслуживания автотранспорта, истцу было отказано.

Таким образом, спорный объект недвижимости является самовольно возведенным, поскольку соответствующих разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию истцом получено не было, а назначение возведенного им спорного нежилого строения противоречит разрешенному виду использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъяснено, что общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (пункты 1 и 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

В силу положений статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому объекты гражданских прав могут лишь в случае их оборотоспособности.

Таким образом, объектом общего имущества супругов может являться лишь имущество, находящееся в свободном обороте.
Исходя из того, что возведенное истцом нежилое строение является самовольной постройкой, оно не может быть объектом гражданских правоотношений и в данном случае не могло быть включено в состав совместно нажитого имущества, подлежащего разделу между супругами, поскольку признание права собственности в отношении самовольно возведенного строения возможно лишь при соблюдении требований, предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела вышеприведенные положения закона судами учтены не были, что привело к неправильному разрешению спора.

С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отменила судебные акты нижестоящих судебных инстаницй, а дело направлила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

✒ Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2020 года № 18-КГ20-34-К4
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)