
Консервации предлагается подвергать МКД, в которых совокупная площадь пустующих жилых и нежилых помещений независимо от их формы собственности составляет более 50% общей площади всех помещений.
По мнению одного из экспертов «АГ», законопроектом делается попытка наметить контуры решения проблемы пустующих домов. Другой назвал поправки спорными и неактуальными, так как законодателю стоит подумать над инициативами для более эффективного обязания жильцов пустующих МКД содержать свое имущество либо же изъятия такого брошенного имущества у конкретных собственников. Третий счел, что такая проблема – это следствие депопуляции малых городов, вызванной миграционными процессами.
В Госдуму внесены поправки в Жилищный и Земельный кодексы, предусматривающие возможность консервации пустующих многоквартирных домов (законопроект № 849562-8).
Законопроект, в частности, предусматривает возможность принятия решения о консервации МКД, в котором совокупная площадь пустующих жилых и нежилых помещений независимо от их формы собственности составляет более 50% общей площади всех помещений. Под консервацией пустующего МКД предложено понимать комплекс мероприятий, обеспечивающих временное прекращение эксплуатации такого объекта, включая переселение жильцов и освобождение его нежилых помещений. Если жильцы пустующего МКД и владельцы нежилых помещений своевременно не съедут, земельный участок, на котором расположен такой дом, будет изъят для государственных или муниципальных нужд, как и каждое жилое помещение в этом объекте. Вышеуказанные лица будут освобождены от уплаты взносов на капремонт.
Решение о консервации пустующего МКД будет приниматься соответствующей комиссией, созданной органом госвласти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Под консервацию не попадет МКД, являющийся объектом культурного наследия, включенным в специальный госреестр, или в котором находится объект культурного наследия. Определением критериев заброшенности займется Правительство РФ.
При этом жилищные права нанимателей и собственников помещений в пустующих многоквартирных домах, подлежащих консервации, предлагается обеспечивать по аналогии с нормами Жилищного кодекса, действующими в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В пояснительной записке отмечено, что в настоящее время многие россияне столкнулись с проблемой проживания в пустующих МКД. Жильцы бросают квартиры и перестают содержать пустующее жилье, что приводит к нарушению функционирования общедомовых систем, в частности к нарушению теплового контура МКД, особенно в зимнее время, и, как следствие, к повышенному износу инженерных систем, частым прорывам систем тепло-, водоснабжения, водоотведения. «Следствием малой заселенности многоквартирного дома также являются низкие показатели использования ресурсов во внутридомовых системах, особенно в ночное время, что в зимний период приводит к перемерзанию систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, особенно в условиях Крайнего Севера», – отмечено в записке.
В ней также указано, что такая ситуация создает критическое положение для добросовестных собственников, проживающих в своих квартирах, поскольку лишает их комфортных условий проживания и гарантий безопасности жизни и здоровья. Большое количество пустующих МКД, как указали авторы поправок, имеется, например, в Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Алтайском крае и Забайкалье, на Камчатке, в Магадане, Тюмени, Иркутской области и др.
Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что законопроектом делается попытка наметить контуры решения проблемы пустующих домов. «Однако многие вопросы, в том числе связанные с судьбой права собственности на заброшенные их собственниками квартиры и их ответственностью за содержание общедомового имущества, потребуют дальнейшей работы над проектом и, возможно, внесения изменений также и в другие законодательные акты. Обращает на себя внимание, что один из важнейших разделов законопроекта – определение критериев признания МКД пустующим – законодатель предполагает отнести к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти. Представляется, что, учитывая значительные последствия для собственников квартир в таком доме, основные критерии этого принципиального понятия все же должны быть определены на уровне федерального закона», – считает он.
Адвокат АП Нижегородской области, управляющий партнер АБ «Немовы и партнеры» Александр Немов назвал законопроект совершенно неактуальным, противоречивым и спорным: «Он предлагает решать проблему заброшенности помещений не через принуждение действующих собственников содержать свое имущество, а через расселение ни в чем неповинных добросовестных жильцов и собственников. Представленная разработчиками законопроекта статистика совершенно не отражает значимости проблемы, а образованная этим законопроектом проблема для добросовестных собственников переселяться в новые МКД значительно более серьезна. Законодателю стоит подумать над инициативами для более эффективного обязания действующих собственников содержать свое имущество либо же изъятия такого брошенного имущества у конкретных собственников».
Адвокат LEbEdEV & barristers Антон Лебедев заметил, что проблема пустующих МКД является следствием депопуляции малых городов, вызванной миграционными процессами, в рамках которых жители переезжают в крупные города. «В настоящее время в России существуют населенные пункты, где недвижимость реализуется по крайне низким ценам, а собственники зачастую готовы передать ее безвозмездно с целью избежания расходов на коммунальные платежи. Возникает вопрос о потенциальном нарушении прав граждан, проживающих в оставшейся части дома, в связи с возможным признанием дома пустующим. Необходимо учитывать, что критерии признания дома пустующим могут варьироваться в зависимости от региона, поскольку этот вопрос отнесен к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Этот законопроект в большей степени направлен на решение экономических проблем, возникших вследствие демографического кризиса и внутренней миграции населения в пределах РФ», – полагает он.
Зинаида Павлова