Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью
 
Конфуций

Питерские дольщики теряют миллионы из-за своей безграмотности

Питерские дольщики теряют миллионы из-за своей безграмотности

Питерские дольщики теряют миллионы из-за своей безграмотности

От строительных мошенников пострадало больше десяти тысяч человек

Верят до конца

Долевым строительством, или «долевкой», называют покупку не построенной квартиры. Квадратный метр на нулевом цикле стоит дешевле, чем после сдачи объекта.


- Опасность «долевки» в том, что человек вкладывает в проект, - говорит замначальника первого отдела оперативно-розыскной части № 7 по линии борьбы с экономическими преступлениями Аркадий Крайзельман. - Деньги он уже заплатил, а свою покупку увидит не скоро.

Бум махинаций с долевыми вложениями начался в 2000 году. За восемь лет на строительные компании возбуждено 60 уголовных дел по типичной статье – мошенничество, совершенное группой лиц либо в особо крупном размере. На бумаге закон к ним суров, на деле - лоялен. За масштабный обман могут посадить на 10 лет и оштрафовать на миллион рублей. Но суды цацкаются с мошенниками.

- Обычно их отпускают под подписку о невыезде, - говорит Крайзельман. - А потом попробуй найди человека, у которого на заграничных счетах лежат миллионы.

Сейчас у милиционеров на примете десять явных компаний-мошенниц и столько же не явных, с признаками преступлений.

Судиться или голодать

Питерские дольщики задают тон национальному сопротивлению строителям-мошенникам. В июле обманутые скандалили в Северной столице, а в октябре переехали в Москву. С лозунгом «Мы будем голодать до победного конца!» они устроились под окнами Государственной думы и отправили телеграмму Владимиру Путину. Пьют только воду, несут потери - голодать не всем позволяет здоровье - и ждут помощи от государства.

В выездном отряде семеро. Всего обиженных в Питере три тысячи семей. Еще полторы тысячи близки к раздвоению личности. Они бегают от застройщиков к милиции и обратно.

- Эти пока не определились, - поясняет Аркадий Крайзельман. - Они жалуются, но просят не возбуждать уголовное дело. Верят, что застройщики вернут им вложенные деньги или ключи от построенной квартиры.

А когда дольщики понимают, что поезд ушел и милиция ничего не может сделать, идут к власти. Но город обманутым деньги или жилплощадь не дает. Единственное, что может административный ресурс - возобновить строительство замороженного объекта. Но финансирование все равно на плечах дольщиков.

Для прогоревших есть еще один вариант, предложенный Смольным. Его озвучил вице-губернатор Александр Вахмистров. В суд надо подавать не на возврат квартиры, а на индексацию вложенной суммы с учетом инфляции. Прецеденты есть. Одной женщине вернули через суд пять миллионов рублей.

Юридические тонкости

Свободу мошенникам предоставляет договор о долевом участии. О правомерности некоторых пунктов юристы спорят до сих пор. В декабре 2004 года принят Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Он ужесточил требования к застройщикам, формально защитив права дольщика. А бизнесменов загнал в такие рамки, что строительство стало невыгодным. Они, естественно, искали пути обхода закона. И нашли. Теперь договоры о долевом строительстве составляют так, что, по юридической терминологии, они не порождают правовых последствий. То есть не имеют юридической силы.

- Некоторые наши граждане слишком много о себе думают, - говорит Крайзельман. - Они рискуют миллионами, а посоветоваться с юристом им в голову не приходит. Да, консультация стоит денег (средняя цена юридического сопровождения сделки о долевом строительстве 15-20 тысяч рублей. - прим. авт.). Но это лучше, чем потом ходить по судам. Да и на интернет-форумах много информации о репутации застройщиков.

Отличники по двойным продажам

Любое строительство в процессе дорожает, не укладывается в первоначальную смету. Определить конечную стоимость объекта очень трудно, риск есть для самих застройщиков.

Дополнительные деньги вносятся только по взаимному волеизъявлению сторон. Застройщик предлагает дольщику вложиться, а он чаще всего переплачивать не хочет. И тогда застройщик находит деньги через двойные продажи.

На одну квартиру застройщик заключает несколько договоров, собирает со всех деньги и сталкивает лбами дольщиков. Мол, сами делите квартиру. Часто обманутые граждане теряют голову и действительно начинают судиться друг с другом.

Отличник по двойным продажам - компания, которая строила 9-этажный квартал в Пушкине и по документам вселила в каждую квартиру по три-четыре семьи. Деньги тихо ушли через дочерние фирмы.

Из дошедших до суда дел по двойным продажам самое громкое по компании «Викинг». Правоохранительные органы больше года копали под нее. По данным следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, гендиректор компании Кипарский и учредитель Дулапчи действовали с апреля 2005 по апрель 2007 года. Фирмачи заключали с соинвесторами договоры на квартиры, уже обремененные правом на долевое участие. Другими словами, продавали товар по второму-третьему разу. Всего они насобирали больше тридцати миллионов рублей. На компанию завели девять уголовных дел, в каждом - по несколько потерпевших. В принципе, их активность и помогла надежно составить обвинение.

ОБЛОМ

Банки прекратили кредитование покупателей строящегося жилья. Причина - высокие риски недостроя домов и не оформление квартир в собственность.

По другим кредитам выросли процентные ставки, так как из-за финансового кризиса растет стоимость денег. Требования к платежеспособности клиента более строгие. Готовьтесь к тому, что банки будут под лупой изучать ваши доходы и кредитную биографию.

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Один предприимчивый петербуржец арендовал помещение в промзоне. Купил за полмиллиона рублей станок для производства кладочной сетки, которую используют в строительстве, и оформил помещение как мини-завод.

Заинтересованного в сетке застройщика нашел быстро. Отношения оформили договором о долевом участии: «сеточнику» несколько квартир, а застройщику за это - сетка в любых количествах.

К застройщику потянулись соинвесторы, то есть обычные граждане-дольщики. Фирма получила хорошую рекламу. Предприимчивый «сеточник» настрочил объявление о продаже квартир от этого вот хорошего застройщика.

- Смотри, у меня есть квартира, - говорил он клиентам. - Давай мы с тобой заключим другой договор, по переуступке прав собственности. Мне не квартира нужна, а деньги.

Купившись на смехотворную по меркам рынка жилплощади стоимость квартиры, дольщики подписывали бумаги. Потом расплачивались и шли к застройщику.

А там им внятно объясняли, что квартирки-то есть, они строятся, но прав на них этот дольщик с договором от «сеточника» не имеет. И все потому, что переуступка прав собственности возможна только с согласия застройщика.

Дольщики кинулись в суд, но там только подтвердили их зачаточный уровень юридической грамотности.

В итоге застройщик сохранил квартиры, поэтому к новоявленному Бендеру он не в претензии. А «сеточник», ни разу не включив станок, испарился с четырьмя миллионами рублей.

Александр Ермаков

Источник: Комсомольская правда


Короткая ссылка на новость: https://www.lawnow.ru/~2pOjt


Комментарии пользователей





Следите за новостями

TwitterTwitter Youtube ВКонтакте Facebook Instagram