Создание общества: общие правила
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).
Таким образом определены два возможных варианта создания акционерного общества. Названные в ст. 8 Закона об АО способы создания акционерного общества изложены в исчерпывающем перечне, что не предполагает расширительного толкования. Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица в формах, указанных в данной статье. Таким образом, создание акционерного общества обусловлено волеизъявлением его учредителей (об учредителях акционерного общества см. ст. 10 Закона об АО).
Целесообразно обратить внимание на то, что в приведенном перечне возможных форм реорганизации акционерного общества не указана такая форма реорганизации, как присоединение. Между тем, согласно п. 2 ст. 15 Закона об АО, реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Такие же формы реорганизации предусмотрены и в п. 1 ст. 57 ГК РФ.
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому, уже существующему, обществу. После завершения реорганизации присоединяемое общество прекращает существование, а принадлежавшие ему права и обязанности реализует общество, к которому осуществлялось присоединение. Таким образом, при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, а изменяется лишь объем прав и обязанностей общества, к которому осуществлялось присоединение.
Нормы, установленные в абз. 1 ст. 8, имеют общее значение и получают развитие в ст. ст. 9 - 11, 15 - 20 гл. 2 Закона об АО.
Общество считается созданным с момента его государственной регистрации (см. абз. 2 ст. 8 Закона об АО). Абзац 2 данной статьи повторяет общее правило, установленное в п. 2 ст. 51 ГК РФ применительно ко всем юридическим лицам, и норму п. 5 ст. 2 Закона об АО. Факт государственной регистрации завершает процедуру создания акционерного общества и означает возникновение нового юридического лица.
Момент государственной регистрации акционерного общества определяется по правилам, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. В соответствии с п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52. Ч. I. Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722.
Однако правоспособность акционерного общества в полном объеме возникает не с момента его государственной регистрации, а лишь с момента оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей (см. п. 3 ст. 2 Закона об АО). Напомним, что учредители общества обязаны оплатить не менее половины уставного капитала акционерного общества в течение трех месяцев с момента его государственной регистрации, а оставшуюся часть - в течение года с момента регистрации общества, если договором о создании общества не предусмотрен меньший срок (п. 1 ст. 34 Закона об АО) <2>.
--------------------------------
<2> См. подроб.: Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. (http://www.urkniga.ru)
Создание общества путем учреждения
Учреждение акционерного общества осуществляется по правилам ст. 9 Закона об АО. Указанная статья развивает нормы, установленные п. п. 1, 4, 6 ст. 98 ГК РФ, и учитывает практику, сложившуюся еще в процессе реализации Положения об АО. Последовательность расположения норм ст. 9 не совпадает с последовательностью конкретных действий учредителей по созданию акционерного общества.
Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично (п. 1 ст. 9 Закона об АО).
Решение учредителей акционерного общества об его учреждении - это решение собрания учредителей. Такое решение должно быть оформлено письменно в качестве самостоятельного документа, являющегося приложением к протоколу учредительного собрания, или должно содержаться непосредственно в протоколе такого собрания. Отметим, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в п. "б" ст. 12 среди документов, которые представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при его создании, называет решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если у общества один учредитель, решение об учреждении акционерного общества является не коллегиальным, а единоличным актом. Такой учредитель должен письменно оформить решение о создании акционерного общества и подписать его, а если учредитель является юридическим лицом - также и удостоверить решение оттиском круглой печати. Требования к содержанию решения об учреждении общества в случае учреждения общества одним лицом установлены в абз. 2 п. 5 ст. 9 Закона об АО.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона об АО решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Приведенные требования к содержанию решения об учреждении общества установлены для случая, если акционерное общество создается более чем одним учредителем. Указанные положения распространяются также на общества с одним акционером постольку, поскольку Законом об АО не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (см. п. 2 ст. 2 Закона об АО). Перечень требований к содержанию решения, установленный в п. 2 ст. 9, не является исчерпывающим. Он дополняется сведениями, указанными в п. 3 ст. 9, а для обществ, учреждаемых одним лицом, - в п. 5 ст. 9 Закона об АО. Поэтому при подготовке решения об учреждении акционерного общества нужно руководствоваться п. п. 2 и 3, а при учреждении общества одним лицом - п. п. 2 и 5 данной статьи с учетом положений п. 2 ст. 2 Закона об АО.
Помимо этого, решение должно содержать сведения о лицах (лице), его принявших, а также их подписи и оттиски круглых печатей (печати) учредителей - юридических лиц.
Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно (п. 3 ст. 9 Закона об АО).
Таким образом, указанные решения считаются принятыми, если за них проголосовали все учредители (физические лица и (или) представители юридических лиц), участвовавшие в учредительном собрании, независимо от количества голосующих акций, которые намеревается оплатить тот или иной учредитель. Иными словами, при принятии решений по вопросам, указанным в п. 3 ст. 9 Закона об АО, голосуют лица, а не акции.
Исходя из смысла приведенной нормы следует полагать, что учредительное собрание считается правомочным (имеется кворум) только в том случае, если в нем участвуют (лично или через своих представителей) все учредители акционерного общества. Такое правило было прямо установлено Положением об АО, что представляется вполне обоснованным (см. п. 22 Положения об АО).
При оценке имущественных прав, вносимых в качестве оплаты акций общества, учредители должны иметь в виду, что в соответствии с п. 17 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в качестве вклада в имущество хозяйственного общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу ЭВМ и т.п.) или ноу-хау таким вкладом быть не может. Однако в качестве вклада возможно признание права пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором, зарегистрированным в порядке, предусмотренном законодательством <3>.
--------------------------------
<3> См.: Вестник ВАС РФ. 1997. N 5. С. 34.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона об АО избрание органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, а также в случае, предусмотренном указанным пунктом, утверждение аудитора общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
Для сравнения напомним, что до введения в действие Закона об АО для принятия таких решений было необходимо большинство в три четверти голосов учредителей общества, т.е. по данному вопросу голосовали не акции, а лица (см. п. 24 Положения об АО). Таким образом, законодатель обеспечивает применение основных правил принятия решений общим собранием участников акционерного общества по указанным вопросам уже с момента учредительного собрания, в котором участвуют только учредители (о голосующих акциях см. ст. ст. 25, 31, 32, 49; о правилах принятия решений общим собранием акционеров см. ст. 49 Закона об АО).
Смысл данной нормы заключается в том, чтобы обеспечить решающее влияние крупных акционеров на процессы организации управления в создаваемом обществе, а в дальнейшем - их контроль над принятием управленческих решений органами акционерного общества. Что касается миноритарных акционеров, то по мере модификации Закона об АО, особенно последние годы, их права становятся более ограниченными. В определенных случаях права таких акционеров вообще могут быть принудительно прекращены по правилам, установленным Законом об АО (см., например, статьи гл. XI.1).
При учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В этом случае решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятое ими решение об утверждении аудитора общества (см. абз. 2 п. 4 ст. 9 Закона об АО).
В первом предложении указанного абз. 2 содержится диспозитивная норма, позволяющая учредителям общества (но не обязывающая их) утвердить аудитора создаваемого акционерного общества уже на учредительном собрании. В таком случае аудитор утверждается большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции, и к содержанию решения об учреждении общества дополнительно предъявляются императивные требования, перечисленные в абз. 2 п. 4 ст. 9 Закона об АО.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об АО учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.
Договор о создании акционерного общества, по сути, имеет значение договора о совместной деятельности, поэтому он не может быть отнесен к учредительным документам общества. Именно из данного понимания роли договора о создании общества исходят Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) (п. 1 ст. 98) и Закон об АО (п. 5 ст. 9). Напомним, что прежде Положение об АО определяло роль заявки на регистрацию общества как формального договора между учредителями (п. 17 Положения об АО) и относило такой договор к числу учредительных документов акционерного общества (п. 14 Положения об АО).
Договор о создании акционерного общества, являющийся по своей природе договором о совместной деятельности, отличается от учредительного договора как учредительного документа некоторых видов юридических лиц. Прежде всего, это отличие состоит в том, что договор о создании акционерного общества необходим только при создании общества и утрачивает свое значение с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица в связи с исполнением сторонами своих обязательств, обеспечивающих достижение указанной цели.
Роль договора о создании акционерного общества как договора о совместной деятельности признана в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <4>. Поэтому при рассмотрении спора о признании договора о создании такого хозяйственного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок.
--------------------------------
<4> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
В случае несоответствия указанного договора требованиям закона или иных правовых актов он является ничтожным (т.е. не влечет юридических последствий) полностью или в соответствующей части независимо от признания его таковым судом (ст. 168 ГК РФ). Поскольку ГК РФ не исключает возможности предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо с учетом подведомственности спора. Подобного рода иски могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, установленного п. 1 ст. 181 ГК РФ (срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки).
ГК РФ определяет требования к содержанию договора о создании акционерного общества и требования к его форме. Согласно ст. 98 ГК РФ такой договор заключается в простой письменной форме, что не лишает учредителей общества права придать ему и нотариальную форму. Следует подчеркнуть, что из законодательства не вытекает обязательность нотариального удостоверения данного договора, и придание ему нотариальной формы зависит только от усмотрения учредителей общества.
К требованиям ГК РФ (п. 1 ст. 98), касающимся содержания договора о создании акционерного общества, Закон об АО (п. 5 ст. 9) добавляет следующие дополнительные сведения, которые должны быть обязательно отражены в договоре:
категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей;
размер и порядок их оплаты;
права и обязанности учредителей по созданию общества.
Целесообразно учитывать также следующие обстоятельства. Поскольку, как уже отмечалось, договор о создании акционерного общества является договором о совместной деятельности, к нему применимы общие нормы ГК РФ о договорах, установленные в гл. 27 - 29 ГК РФ. Кроме того, отношения, возникающие между учредителями акционерного общества до государственной регистрации соответствующего юридического лица, подобны отношениям товарищей в простом товариществе. Напомним, что согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Именно такова сущность и договора о создании акционерного общества, с той лишь разницей, что сторонами договора о совместной деятельности, правила о котором установлены в гл. 55 ГК РФ, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, в то время как Закон об АО по понятным причинам допускает участие в акционерном обществе любых граждан, а не только индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на неполное совпадение субъектного состава возможных сторон договора о совместной деятельности и договора о создании акционерного общества, при создании акционерного общества вполне допустимо при подготовке договора о его создании ориентироваться также на правовые нормы, установленные в ст. ст. 1041 - 1054 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 98 ГК РФ учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации. Это отличает договор о создании общества от обычного договора о совместной деятельности, предусматривающего долевую ответственность его участников перед кредиторами. В дальнейшем сделки, заключенные учредителями при создании акционерного общества, могут получить одобрение общего собрания, и тогда ответственность по этим сделкам возлагается на общество (о солидарной ответственности (обязанности) см. ст. ст. 322 - 325 ГК РФ).
Последовательность действий учредителей по созданию акционерного общества в общем виде может быть определена так:
подготовка договора о создании общества и его заключение (по желанию - также придание ему нотариальной формы);
подготовка проектов документов и решений, подлежащих рассмотрению и утверждению на учредительном собрании;
согласование разногласий и подготовка окончательной редакции указанных документов;
определение даты, времени, места и формы проведения учредительного собрания;
проведение учредительного собрания с принятием решений, указанных в ст. 9 Закона об АО;
представление учредительного и иных необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Если у акционерного общества один учредитель, то нормы, установленные в п. 1 ст. 98 ГК РФ и в п. 5 ст. 9 Закона об АО, не применяются. В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты (абз. 2 п. 5 ст. 9 Закона об АО).
Это минимально необходимые требования к решению об учреждении общества одним лицом. Представляется, что помимо сведений, указанных в абз. 2 п. 5 ст. 9 Закона об АО, в случае если акционерное общество учреждается одним лицом, в решении об учреждении общества нужно также отразить:
факт учреждения акционерного общества в форме закрытого или открытого общества с определенным наименованием и местонахождением;
факт утверждения устава общества;
принципы образования органов управления общества, на основе которых подготовлены соответствующие разделы устава, и факт принятия учредителем на себя обязанностей единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) в случае, если данное обстоятельство имеет место;
денежную оценку ценных бумаг, других вещей или имущественных либо иных прав, имеющих денежную оценку, которые вносятся учредителем в оплату акций соответствующего общества.
Особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. Данное правило, установленное в п. 6 ст. 9 Закона об АО, действует с 1 января 2002 г. В связи с этим в Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" обращено внимание на то, что с указанного момента на общества, создаваемые с участием иностранных инвесторов, распространяется действие Закона об АО, за исключением норм, определяющих порядок учреждения обществ, в части, относящейся к особенностям, установленным специальными нормами.
До 1 января 2002 г. акционерные общества с участием иностранных инвесторов создавались в соответствии с федеральными законами Российской Федерации об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 9 Закона об АО в редакции 1995 г.). В настоящее время особенности учреждения акционерных обществ с участием иностранных инвесторов регулируются не только Федеральным законом от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <5>, но и другими федеральными законами.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30. Ч. II. Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382.
Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" регламентирует, в частности, отношения, связанные с созданием и ликвидацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями (ст. 20), созданием и ликвидацией филиалов иностранных юридических лиц (ст. ст. 21, 22).
По определению указанного Федерального закона (ст. 2) иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством этого государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на ее территории; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
Однако нужно иметь в виду, что Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании.
В силу этого обстоятельства редакция п. 6 ст. 9 Закона об АО, действующая с 1 января 2002 г., предусматривает возможность определения особенностей учреждения акционерных обществ с участием иностранных инвесторов при помощи различных федеральных законов - регулирующих иностранные инвестиции в России, банковскую, страховую деятельность и другие специфические отношения.
Учредители акционерного общества
Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении (п. 1 ст. 10 Закона об АО). Из смысла данной нормы следует, что в составе учредителей акционерного общества могут быть:
только граждане (гражданин);
только юридические лица (юридическое лицо);
и граждане (гражданин), и юридические лица (юридическое лицо).
Право гражданина создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает, в частности, и названное право гражданина. Но гражданин должен быть способен реализовать это право, иметь возможность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (см. ст. 21 ГК РФ). Поэтому учредителями акционерного общества могут быть только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т.п.
По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении лицом 18-летнего возраста. Однако когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.
Кроме того, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным при определенных условиях (эмансипация) также является юридическим фактом, позволяющим такому несовершеннолетнему своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В статье 27 ГК РФ установлено, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту (имеется в виду - на постоянной основе), либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.
Таким образом, учредителями акционерного общества могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст. 27 ГК РФ. Поскольку занятие предпринимательской деятельностью во времени должно предшествовать эмансипации, регистрирующие органы не вправе препятствовать 16-летнему несовершеннолетнему быть учредителем акционерного общества, но при условии, что он выразит намерение пройти процедуру эмансипации и представит доказательства согласия родителей (усыновителей, попечителя) на осуществление им предпринимательской деятельности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в установленном порядке, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (кроме открытых акционерных обществ). Закон об АО подобных правил не устанавливает, но тем не менее указанные ограничения и запреты существуют.
В качестве наиболее общих примеров такого рода ограничений можно привести правила, установленные в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6>, ст. 17 которого запрещает гражданскому служащему, в частности, осуществлять предпринимательскую деятельность (подп. 3 п. 1), приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (подп. 4 п. 1). Статья 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" <7> запрещает муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (подп. 3 п. 1).
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636.
<7> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 1999. N 16. Ст. 1933; 2002. N 16. Ст. 1499; N 30. Ст. 3029.
Подобные запреты установлены также в отношении судей, депутатов представительных органов государственной власти и некоторых других лиц. Соответствующие правовые нормы содержатся не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Например, согласно ст. 106 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) судьи не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; в соответствии со ст. 73 Устава Вологодской области такой запрет установлен в отношении депутатов Законодательного Собрания, работающих на постоянной основе, губернатора области; ст. 97 Устава (Основного Закона) Самарской области запрещает заниматься предпринимательской деятельностью губернатору области.
При этом указанные запреты и ограничения в силу п. 4 ст. 66 ГК РФ по общему правилу не должны применяться в отношении граждан, независимо от их служебного положения или рода занятий, приобретающих акции открытых акционерных обществ (т.е. становящихся их участниками), если, конечно, такая деятельность не осуществляется гражданином в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг. Что касается закрытых акционерных обществ, то, если запрет на ведение предпринимательской деятельности толковать расширительно, казалось бы, он должен применяться в отношении указанных граждан, занимающих должности или осуществляющих деятельность, не совместимые с предпринимательством. Однако имеются ли юридические основания расширительного толкования норм, устанавливающих запреты для отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью?
В связи с этим целесообразно иметь в виду следующее. Субъектами предпринимательской деятельности <8> могут быть граждане и юридические лица. Строго говоря, создание (учреждение) юридического лица - это не предпринимательская деятельность гражданина, а единичный волевой акт, свидетельствующий лишь о предприимчивости гражданина-учредителя. После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не гражданин-учредитель, а созданное им юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность.
--------------------------------
<8> См.: определение предпринимательской деятельности, установленное в п. 1 ст. 2 ГК РФ.
Несмотря на наличие множества теорий и многогранность понятия юридического лица, российские цивилисты едины в том, что юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени <9>. Очевидно, что юридическое лицо и физическое лицо - это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина путем участия в учреждении юридического лица невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
--------------------------------
<9> См., напр.: Гражданское право: Учеб. Т. 1. Изд. 5-е, перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. С. 127.
Данный вывод подтверждается нормами современного законодательства. Так, в содержание правоспособности граждан ст. 18 ГК РФ включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью; создавать