Вознаграждение адвоката за юридическую помощь в гражданском судопроизводстве: вопросы выплаты
судебная практика
23.04.2013 — 15:37
тема: Правосудие. Адвокатура. Нотариат
В адвокатской палате Ставропольского края разрабатываются Методические рекомендации по отдельным вопросам, касающимся установления и выплаты вознаграждения адвоката за юридическую помощь, оказываемую в гражданском судопроизводстве.
Настоящий пост содержит вторую из трёх (как показало время
частей указанных рекомендаций, посвящённую вопросам, связанным с выплатой вознаграждения.
Первая часть рекомендаций, посвящённая установлению вознаграждения, была опубликована ранее (заключительную часть рекомендаций планирую разместить в скором времени).
Обращаю внимание, что, начиная с данной части, рекомендации учитывают изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденные VI Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2013 г.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам высказать свои соображения относительно рекомендаций.
2.1. По содержанию и смыслу Закона об адвокатуре и Кодекса адвокат, безусловно, имеет право на получение причитающегося ему вознаграждения за оказываемую юридическую помощь.
Необходимо при этом учитывать следующее.
Согласно пункту 3 статьи 9 Кодекса адвокат не вправе вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги (правовую помощь), за исключением деятельности по урегулированию споров, в т.ч. в качестве медиатора, третейского судьи, а также участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, предусматривающих оказание юридической помощи на безвозмездной основе.
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (пункт 1 статьи 25 Закона об адвокатуре).
Таким образом, по общему правилу (исключения из которого указаны в вышеприведённом положении Кодекса), соглашение – единственное законное основание получения адвокатом платы за юридическую помощь. Получение адвокатом вознаграждения в какой-либо части без или до заключения соглашения не допустимо.
2.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Представляется, что применительно к обязательству доверителя выплатить адвокату вознаграждение вышеперечисленные препятствия отсутствуют, вследствие чего допустимо получение адвокатом вознаграждения, причитающегося с доверителя, от третьего лица. При этом в назначении (основании) такого платежа целесообразно конкретизировать – за кого и по какому соглашению выплачивается вознаграждение.
Во избежание случаев неосновательного обогащения адвоката последнему следует оперативно ставить в известность доверителя обо всех фактах произведённых за него платежей по соглашению.
2.3. Согласно пункту 6 статьи 25 Закона об адвокатуре вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчётный счёт адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
При выплате вознаграждения рекомендуется отдавать приоритет его внесению в кассу (перечислению на счёт) адвокатского образования лично доверителем. Факт и обстоятельства выплаты вознаграждения должны быть подтверждены соответствующим платёжным документом (выданная адвокатским образованием квитанция к приходному кассовому ордеру, платёжное поручение доверителя с отметками банка о его исполнении и т.п.).
2.4. В случае затруднительности выплаты вознаграждения в вышеуказанном порядке допускается его получение адвокатом от доверителя с последующим внесением в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислением на расчётный счёт адвокатского образования.
При этом факт и обстоятельства получения от доверителя вознаграждения адвокат подтверждает соответствующей распиской или записью в соглашении (например, «При заключении настоящего соглашения адвокат получил от доверителя вознаграждение за юридическую помощь в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей»), а факт и обстоятельства внесения вознаграждения в кассу или на расчётный счёт адвокатского образования – соответствующим платёжным документом.
Адвокат обязан, не допуская неоправданной задержки, полностью внести полученное от доверителя вознаграждение в кассу или на расчётный счёт адвокатского образования.
2.5. Поскольку с момента получения вознаграждения адвокатом соответствующая обязанность доверителя является исполненной, а внесение вознаграждения в кассу или на расчётный счёт адвокатского образования является профессиональной обязанностью адвоката, последствия её неисполнения не могут возлагаться на доверителя, в т.ч. при решении вопроса о возмещении судебных расходов.
Следовательно, если есть вышеупомянутые расписка или запись в соглашении, но нет соответствующего платёжного документа, следует исходить из того, что доверитель вознаграждение адвокату выплатил, однако адвокат не внёс вознаграждение в кассу или на расчётный счёт адвокатского образования; как результат, судебные расходы могут быть возмещены доверителю, а адвокат может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, в т.ч. по обращению суда (судьи), рассматривающего дело, представителем по которому выступает адвокат, в адрес адвокатской палаты.
2.6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства доверителя по выплате вознаграждения адвокат вправе обратиться в суд за взысканием соответствующей задолженности, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
В то же время в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Кодекса адвокат не может уступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключённому между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Судебное взыскание задолженности по вознаграждению не меняет его правового основания, соответственно, не отменяет ограничения уступки такой задолженности.
2.7. Неисполнение или ненадлежащее исполнение доверителем обязательства выплатить адвокату вознаграждение в отдельных случаях может быть квалифицировано как существенное нарушение соглашения и повлечь его расторжение по требованию адвоката (по подпункту 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Следует при этом учитывать, что в силу высоких профессионально-этических требований, в частности, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Кодекса, до расторжения соглашения адвокат не вправе в ответ на допущенное доверителем нарушение менее качественно и ответственно оказывать по нему юридическую помощь или прекратить её оказание.
Противоречащие закону и/или Кодексу, ущемляющие законные интересы доверителя действия (бездействие) адвоката не допустимы и после расторжения соглашения (например, отказ возвратить доверителю полученные от него подлинные документы по делу, в т.ч. по причине наличия задолженности перед адвокатом по соглашению).