Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется уже не первый год, но до сих пор нарушения законодательства о приватизации носят не единичный характер. Вопрос защиты государственной и муниципальной собственности от незаконной приватизации актуален и сегодня.
Полномочия по обращению в арбитражный суд с иском о признании сделок приватизации государственного и муниципального имущества недействительными прокурор использует при условии, что: устранить иным способом нарушение закона не представляется возможным; юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие ущерб государственным и общественным интересам, отказываются от полного и добровольного его возмещения; пресечение правонарушения и предотвращение большого экономического ущерба государственным и общественным интересам требуют принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска; есть основания полагать, что реагирование прокурора в иной форме не приведет к своевременному надлежащему устранению нарушений законов; обращение прокурора будет наиболее эффективным с точки зрения оперативности.
Как показывает практика, при рассмотрении судом иска прокурора о признании сделки приватизации государственного и муниципального имущества недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки возникает необходимость признания недействительным и свидетельства о регистрации права собственности на спорное имущество. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. предусматривает основания для признания сделки приватизации недействительной:
если будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение (ст. 16);
в случае, если единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, совершил сделку, связанную с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства РФ в уставной капитал общества, а равно сделку, влекущую за собой возможность отчуждения или передачи в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ст. 39);
сделка приватизации государственного или муниципального имущества совершена лицом, не уполномоченным на совершение указанных сделок (ст. 42).
Прокурору в соответствии со ст. ст. 52 и 198 АПК РФ предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов органов исполнительной власти. Это происходит, когда актами прокурорского реагирования не удалось добиться отмены незаконного ненормативного правового акта.
АПК, а также другие федеральные нормативно-правовые акты не содержат легального определения ненормативного правового акта.
Несмотря на это, в отдельных субъектах РФ приняты законы о правовых актах, в которых, в частности, дается понятие ненормативного правового акта. Так, в Свердловской области действует Закон от 10 марта 1999 г. "О правовых актах в Свердловской области". В соответствии с ним под таким актом понимается правовой акт, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).
Таким образом, предмет оспаривания - ненормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере приватизации, которые содержат индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в том числе приватизации государственного и муниципального имущества.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, если есть основания полагать, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту.
На практике заявления прокурора о признании недействительными ненормативных правовых актов органов исполнительной власти в сфере приватизации встречаются гораздо реже исковых заявлений о признании сделок приватизации государственного и муниципального имущества недействительными.
Как правило, принятие незаконного ненормативного правового акта выявляется уже после совершения сделки купли-продажи государственного имущества.
Так, прокурорскими проверками были установлены многочисленные нарушения в ходе приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Республики Коми. По плану приватизации в уставной капитал акционерного общества открытого типа "Связь" (правопреемник предприятия) вошло и здание отделения связи в деревне Захарвань Усинского района Республики Коми, в котором располагалось отделение федеральной почтовой связи.
Согласно Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г., запрещена приватизация объектов и предприятий федерального управления почтовой связи Министерства связи РФ. В связи с этим прокуратура Республики Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением в порядке, предусмотренном ст. ст. 52 и 198 АПК РФ, с требованием признать незаконным план приватизации помещения, занимаемого Усинским районным узлом почтовой связи в деревне Захарвань.
Решениями арбитражных судов республики и Волго-Вятского округа требования прокурора были удовлетворены.
После этого прокуратура Республики Коми приняла меры по признанию незаконным плана приватизации других помещений, занимаемых учреждениями почтовой связи.
В практике исковой работы прокуратуры Москвы по оспариванию сделок приватизации государственного и муниципального имущества обращает на себя внимание тенденция к уменьшению количества исковых заявлений об оспаривании сделок приватизации, поданных прокуратурой Москвы в арбитражный суд. Так, из 119 исков и заявлений в первом полугодии 2006 г. лишь 3 - об оспаривании сделок приватизации.
Заявлений о признании недействительными ненормативных правовых актов органов исполнительной власти в сфере приватизации государственного и муниципального имущества не было.
Как уже отмечалось, оспаривание сделок приватизации государственного и муниципального имущества и признание этих сделок недействительными - одно из наиболее важных направлений работы прокуратуры по защите интересов общества и государства. Несмотря на это, зачастую прокуроры, выявив нарушения законодательства, ограничиваются внесением представлений, которые не устраняют само нарушение и не "отменяют" незаконной сделки. Лица, виновные в нарушении законодательства, к установленной ответственности, в том числе уголовной, не привлекаются. Одно из действенных средств реагирования - исковое заявление в защиту государственного (публичного) интереса - применяется редко.
Белов Е., НИИ Генеральной прокуратуры РФ.
Источник: "Законность", 2007, N 3