Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни закон, ни судилищ, ни наказаний
 
Святитель Иоанн Златоуст

Правовая оппозиция. Как быть, если официальные позиции ВАС РФ, Минфина России и ФНС не совпадают?

Правовая оппозиция. Как быть, если официальные позиции ВАС РФ, Минфина России и ФНС не совпадают?

Правовая оппозиция. Как быть, если официальные позиции ВАС РФ, Минфина России и ФНС не совпадают?
Можно ли разрешить налоговый спор до суда, если не совпадают официальные позиции ВАС РФ, Минфина России и ФНС?

Для ответа на поставленный вопрос определимся со статусом писем Минфина России, а вернее, писем, подписанных, как правило, директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и его заместителями.

В письме заместителя министра финансов России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 была разъяснена позиция по применению ст. 34.2 НК РФ, согласно которой (со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2007 г. N 12547/06) было признано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц: такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми агентами. Примечателен один пассаж данного письма: "Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области".

Таким образом, письма Минфина России - это только личное мнение сотрудников аппарата, что, кстати, подчеркивается во всех письмах.

Однако зачастую мнение сотрудников Минфина России, выраженное в письмах, противоречит трактовке норм НК РФ, данной арбитражными судами. Это можно проиллюстрировать на примере.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. N 11144/07 констатируется, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 162 НК РФ, поэтому обложению НДС не подлежат.

Вопреки этому, в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-07-11/222 утверждается обратное: "Суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком от покупателей товаров (работ, услуг) на основании решения арбитражного суда за нарушение договорных обязательств в виде процентов за пользование чужими денежными средствами, следует относить к суммам, связанным с оплатой этих товаров (работ, услуг). Поэтому указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость".

Как же в указанном контексте следует воспринимать письма Минфина России?

На этот вопрос дал ответ сам Минфин России в письме от 27 мая 2009 г. N 03-02-08/43, указав, что такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Вместе с тем в арбитражной практике случается, что именно ненормативные письма Минфина России, размещенные в базах данных, являются решающим аргументом при разрешении налогового спора в пользу налогоплательщика. Например, в Определении ВАС РФ от 15 июня 2009 г. N ВАС-7202/09 оставлено в силе решение суда в пользу налогоплательщика: "При рассмотрении спора суды первой и кассационной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства, установив, что при исчислении налога на добавленную стоимость общество руководствовалось разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросу применения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, опубликованных в общераспространенной информационной системе "Кодекс", сделали вывод о том, что у инспекции в силу пункта 8 статьи 75 и пункта 3 статьи 111 НК РФ отсутствуют основания для начисления пени и привлечения общества к налоговой ответственности".

Таким образом, можно констатировать:

- если письма Минфина России противоречат арбитражной практике, то суды их игнорируют;

- если же письма Минфина России не противоречат логике НК РФ, суды принимают их в качестве аргумента при налоговом споре.

А если письма Минфина России противоречат друг другу, то тогда суд применяет п. 7 ст. 3 НК РФ и толкует все противоречия в пользу налогоплательщика.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. N КА-А40/4667-09 по делу N А40-58242/08-20-265 по спорному вопросу амортизации фигурировали:

- со стороны налогоплательщика - письма Минфина России от 4 августа 2006 г. N 03-03-04/1/619, от 13 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/233, от 16 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/246;

- со стороны налогового органа - письма Минфина России от 2 марта 2007 г. N 03-03-06/1/146 и от 13 марта 2006 г. N 03-03-04/1/219.

Суд, констатировав отсутствие единообразия в толковании Минфином России спорных норм налогового законодательства, разрешил налоговый спор в пользу налогоплательщика. Несмотря на то, что согласно п. 2 ст. 34.2 НК РФ Минфин России и уполномочен давать письменные разъяснения по применению налогового законодательства, а согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, между ФНС и Минфином России постоянно возникают разногласия, некоторые из которых становятся достоянием общественности.

Так, например, Минфин России в письме от 27 марта 2009 г. N 03-03-05/50 высказался относительно признания для целей исчисления налогооблагаемой прибыли компенсаций расходов на оплату стоимости проезда сотрудников к месту отпуска и обратно в контексте п. 7 ст. 225 НК РФ. Однако ФНС, формально подчиненная Минфину России, в письме от 5 мая 2009 г. N 3-2-06/50 высказалось против позиции Минфина России: "Федеральная налоговая служба полагает о преждевременном доведении указанного письма Минфина России до территориальных налоговых органов".

Несмотря на то что Минфин России и считает, что нормы ст. 325 Трудового кодекса РФ и ст. 255 НК РФ распространяются только на "северян", арбитражные суды разрешают учитывать такие расходы, если они установлены отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2006 г. по делу N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1 и от 14 декабря 2006 г. N А74-1719/06-Ф02-6720/06-С1, А74-1719/06-Ф02-6651/06-С1).

Следует отметить, что ФНС в последнее время начала потихоньку признавать существование России прецедентного права в области налогообложения. В письме от 14 сентября 2007 г. N ШС-6-18/716@ ФНС рекомендовала налоговым органам во избежание потерь бюджета учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам.

Тем не менее налоговые органы учитывают позицию ВАС РФ только в тех случаях, когда им это выгодно, - так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. N КА-А40/4667-09 по делу N А40-58242/08-20-265 при рассмотрении конкретного налогового спора констатируется: "Налоговая инспекция обоснованно указывает, что данный подход высказан Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 сентября 2008 г. N 4894/08".Так что пока в налоговых спорах окончательное решение в любом случае - за арбитражным судом. 

Александр Медведев, к.э.н., член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов 


Короткая ссылка на новость: https://www.lawnow.ru/~R3y4M
 


Комментарии пользователей





Следите за новостями

TwitterTwitter Youtube ВКонтакте Facebook Instagram