Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Управлять при помощи законов легче всего тогда, когда следствием их несоблюдения являются угрызения совести.
 
В. Швебель

Как продать (купить) сайт?

Как продать (купить) сайт?

Как продать (купить) сайт?
В настоящий момент интернет становится все популярней и перед предпринимателями может встать вопрос о том, каким образом передавать или приобретать тот или иной сайт. Казалось бы чего проще? Подписываем договор о продаже сайта, платим деньги и получаем на него права. Однако, это не совсем так просто.

Для начала стоит разобраться с тем, чем же является с точки зрения закона сайт? Несмотря на то, что термин «официальный сайт» содержится в Водном, Лесном, Градостроительном и Земельном кодексах, слово «сайт» присутствует во множестве официальных приказов и писем, детального описания этого термина нет. После анализа законодательства, можно прейти к выводу о том, что четкого определения понятия «сайт» тоже нет.

В ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержится определение понятия «информационные ресурсы». Этому термину дается следующее определение «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами». Поэтому такое определение можно относить к государственным сайтам, но использовать его для сайта компании или гражданина можно с большой натяжкой.

Достаточно подробное описание web-сайта можно найти в Письме ЦБ РФ от 03.02.2004 N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации web-сайтов кредитных организаций в сети Интернет": «WEB-сайт - представляемая в Интернет иерархически организованная, непосредственно адресуемая совокупность связанных визуально воспринимаемых информационных страниц и элементов управления доступом к программно-информационным средствам WEB-сервера.»

Из всего этого можно сделать вывод о том, что сайт по действующему законодательству является совокупностью различных объектов права.

Дело в том, что практически любой сайт состоит компьютера на котором исполняется серверное программное обеспечение, а также исполняемого на сервере или у клиента кода, самого содержания сайта (контента) и графического оформления (дизайна и логотипа), базы данных и доменного имени. Как видно из перечисленного, сайт в чистом виде это объединение программного кода, базы данных, контента сайта, дизайна и домена. Из этого списка исключается серверное программное обеспечение, т.к. такого рода программ существует большое количество и найти аналоги не составит труда. Необходимо учитывать и то, что не все из перечисленного может быть на сайте, это могут быть просто страницы без оформления (дизайна) и графики.

При продаже сайта должны передаваться права на контент сайта, программный код сайта, включая базу данных, и права на домен сайта, а также на товарный знак, если они регистрировались. Давайте попытаемся разобраться, почему это так.

Необходимо обращать внимание на способы защиты, которые могут быть предприняты владельцами сайта еще перед продажей. Так доменное имя может быть зарегистрировано как товарный знак, сходный или идентичный с доменом. Например, товарный знак может выглядеть как «domain» или «domain.ru». Регистрировать товарный знак можно и без указания домена первого уровня (зоны) типа «.ru» или «.com», т.к. такие элементы есть у всех сайтов. Более того, отсутствие такого элемента в торговом знаке позволит защититься и при регистрации домена в другой зоне («.net», «.biz» и т.д.). Регистрация русского и английского товарного знака схожего с доменом тоже является эффективным способом защиты. В нашем примере это может выглядеть как регистрация товарного знака «домен» и «domain».

Возможно и то, что сходный товарный знак уже будет зарегистрирован. Если товарный знак будет зарегистрирован в схожей сфере, в регистрации нового будет отказано. Однако, в различных сферах могут существовать сходные товарные знаки. Поэтому компания, занимающаяся другой сферой деятельности, сможет иметь сходный домен и товарный знак, зарегистрированный в другой сфере.

Логотип сайта тоже может быть защищен. Если сайт имеет оригинальный логотип, который можно отнести к творческим произведениям, право на него может быть тоже зарегистрировано в виде товарного знака. Обычно логотип создается художником, а уже потом права на него передаются владельцам сайта. Это означает то, что такое право должно передаваться при продаже сайта. Если какой-либо сайт разместит сходный логотип и будет его использовать, то при условии регистрации его как товарного знака, такое размещение будет правонарушением. Если такие мероприятия по защите своих прав проводились продавцом – права на такой товарный знак тоже должны передаваться по договору.

Если говорить о контенте сайта, то его можно отнести как к литературным произведениям, так и к категории программного обеспечения. Дело в том, что обычно страницы сайта являются текстом в формате HTML (Hyper text markup language). Текст также может размещаться в базах данных и выводиться на экран скриптами сервера, например на PHP. Получается, что текст может быть программой (скриптом) или html-данными. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 N 255/08 по делу N А63-14046/2006-С1 контент сайта признается объектом авторского права подлежащим охране. Суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении дел о защите прав на такие объекты сайт следует рассматривать как целостный единый объект, а не рассматривать отдельные его элементы.

Структура базы данных может являться отдельным объектом прав. Роспатент может зарегистрировать право на базу данных, при условии, что она является оригинальной, т.е. имеет какие-либо отличные черты от других.

Покупая контент, базу данных и программный код самого сайта, необходимо понимать то, что если они попадут в чужие руки, то в сети очень быстро может появиться аналогичный сайт. Более того, если права не будут защищены патентом или товарным знаком это может произойти и после продажи сайта. Новый сайт вполне сможет начать защищать свои права первым. Поэтому в договоре необходимо предусматривать ответственность за «двойную» продажу сайта. Более того, необходимо учитывать и то, что если Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) регистрировала программный код, базу данных, товарные знаки и т.д. сторонам придется регистрировать и передачу такого права.

Если сайт является дорогостоящим проектом после покупки лучше сразу озадачиться его правовой защитой. Лучше потратить незначительные деньги на защиту своего приобретения, чем тратить деньги на судебные споры связанные с интернет.

Материал подготовил адвокат Антон Лебедев

Обсудить материал на форуме...

Короткая ссылка на новость: http://www.LawNow.ru/~SEQCb
 


Комментарии пользователей





Следите за новостями

Мы в Твиттере


Мы в instagram