Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ.
 
Авраам Линкольн

Договоримся по-хорошему. Подведены итоги эксперимента по посредничеству в решении конфликтов

Договоримся по-хорошему. Подведены итоги эксперимента по посредничеству в решении конфликтов

Договоримся по-хорошему. Подведены итоги эксперимента по посредничеству в решении конфликтов
Важный юридический эксперимент по внедрению примирения или, как говорят специалисты, медиации, закончился в регионе. Эксперимент начался еще в 2007 году при поддержке Верховного и Высшего арбитражного судов РФ.
Главная задача, которую поставили перед собой организаторы, - оптимизировать судебный процесс и снизить издержки, как временные, так и материальные.
- Когда в 90-е годы мы начинали строить правовое государство, людей приучали к тому, что проблемы надо решать в суде. Сегодня мы видим обратную сторону правового воспитания: суды завалены мелкими делами, копеечными претензиями налоговой службы и Пенсионного фонда к работодателям, - утверждает председатель совета некоммерческого партнерства "Российская правовая палата" Евгений Артюх.
С началом кризиса количество судебных дел на Урале выросло на 56 процентов, сейчас средняя нагрузка на судью арбитражного суда - 65 дел в месяц при научно обоснованной норме 15 дел. Нагрузка на мировых судей еще выше - 191 дело в месяц, но есть участки, где этот показатель зашкаливает за отметку 400. Если учесть, что по стандарту на рассмотрение одного дела судья должен тратить не меньше десяти часов, процессы могут тянуться месяцами и годами. Тенденцией года также стало использование сторонами судебного процесса, чтобы максимально отсрочить платежи.
Специфика не только Уральского федерального округа - большие расстояния. Нередко почтовые и представительские расходы на юриста превышают выгоду, которую стороны стремятся получить от спора.
- Примирение необходимо и на стадии исполнительного производства: не секрет, что далеко не каждое решение суда исполняется в полном объеме. Даже если конкретный спор разрешен в чью-то пользу, но конфликт не исчерпан, начинается новый поток исков, - объясняет мотивы проведения эксперимента советник аппарата администрации полпреда президента в УрФО Сергей Курочкин.
По его мнению, наиболее заметных успехов в развитии примирительных процедур добилась Свердловская область. За два года в регионе подготовили 70 посредников, открыли два учебно-методических центра (при юридической академии и экономическом университете). Специалисты Арбитражного суда прошли медиативные тренинги, а на сайте суда появился раздел, содержащий информацию о способах примирения и сертифицированных медиаторах. Конфликтующие стороны вместе с определением о принятии дела к производству стали получать уведомления о преимуществах мировых соглашений. Сегодня каждое пятое дело в Арбитражном суде Свердловской области завершается или отказом от иска, или мировым соглашением. За два года их количество выросло с 24,4 процента до 37.
- По закону судья должен принимать меры по примирению сторон, однако нигде не расшифровывается, какие конкретно. На практике судьи разъясняют право сторон на обращение к посреднику и заключение мирового соглашения. Конечно, можно примириться и без суда, сэкономив на госпошлине и услугах представителя, но в этом случае высок риск, что одна из сторон откажется от исполнения своих обязательств. Поэтому надежнее примиряться в суде: утвержденное им мировое соглашение может быть исполнено принудительно, - делится опытом председатель Арбитражного суда Свердловской области Ирина Решетникова.
А в Пермском крае медиация используется в рамках пилотного проекта по ювенальной юстиции. При муниципалитетах на бюджетные средства созданы службы примирения, в каждой - от двух до пяти специалистов (психологов и социальных педагогов). Как только в районный суд поступает дело с участием несовершеннолетних правонарушителей, помощники судьи передают информацию медиаторам.
По словам участников "круглого стола", прошедшего в рамках "Юридической недели на Урале", развитию медиации в регионах серьезно мешает отсутствие нормативной базы. Создание областных регламентов заморожено до подписания федерального закона, а это произойдет не раньше середины 2010 года.

Источник: "Российская Бизнес-газета" №735 (2) от 19 января 2010 г.
Короткая ссылка на новость: http://www.LawNow.ru/~dRqvH
 


Комментарии пользователей





Следите за новостями

Мы в Твиттере


Мы в instagram