Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
"Qui nescit tacere, nescit et loqui" - "Кто не умеет молчать, не умеет и говорить"
 
Сенека
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2
Адвокаты vs. юристы: адвокатская монополия
 
Корпорация

НЕ ВЕРЬТЕ СКЕПТИКАМ
Введение исключительного права адвокатов на судебное представительство отвечает потребностям общества и интересам государства«Ведомости» опубликовали статью научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Екатерины Ходжаевой «Адвокатская монополия – за и против» (12 февраля 2015 г., № 24 (3770)). Автор пишет, что юрисконсульты, правозащитники, юристы, работающие на рынке оказания частных юридических услуг, негативно оценивают планы Минюста по плавному переходу к «адвокатской монополии». Ссылается Екатерина Ходжаева и на неких «авторитетных и высокопрофессиональных адвокатов», среди которых как будто «также встречается скептическое отношение к идее адвокатской монополии», вызванное «несовершенством реальных практик контроля со стороны органов адвокатского самоуправления» и сомнениями в наличии «принципиального водораздела между организованным адвокатским сообществом и частнопрактикующими юристами».

Статья, конечно, требует обсуждения. Прежде всего, вызывает сожаление, что не только широкая аудитория, но и некоторые специалисты в области права не хотят видеть принципиальных отличий института адвокатуры в целом и адвокатов, в частности, от других правовых институтов, структур и лиц, действующих в сфере оказания профессиональной юридической помощи, – государственных и негосударственных правозащитных организаций, юридических фирм, частнопрактикующих и корпоративных юристов.

Отличия заметить нетрудно, потому что они представляют собой абсолютно четко установленные законодательством об адвокатуре нормы, следование которым гарантирует, что юридическая помощь, оказываемая адвокатами в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, будет квалифицированной.

Для получения права на занятие адвокатской деятельностью необходимо приобрести статус адвоката – независимого профессионального советника по правовым вопросам. Претендент на адвокатский статус должен соответствовать квалификационным требованиям (иметь высшее юридическое образование, а также минимум два года стажа работы по юридической специальности) и выдержать квалификационный экзамен. Адвокат обязан соблюдать профессиональные и этические стандарты деятельности, нести дисциплинарную ответственность за их нарушение (вплоть до лишения статуса) и постоянно повышать свою квалификацию.

Существует конфликт между этими институциональными установлениями и повседневными практиками. Имеют место и отмеченные Е. Ходжаевой претензии к адвокатуре, некоторые из них следует признать обоснованными. Но ведь очевидно, что недостатки адвокатуры невозможно исправить без кардинальных изменений в сфере оказания квалифицированной (профессиональной) юридической помощи в целом. Истоки конфликта, о котором идет речь, – не внутри, а вне адвокатуры: параллельно с нашей корпорацией, действующей по единым правилам, существует огромная область ничем не регулируемой юридической практики.

Сложилась парадоксальная ситуация: адвокаты, исключенные из корпорации за нарушения, допущенные ими при уголовной защите или представительстве в гражданском процессе, могут, по сути, беспрепятственно заниматься оказанием юридических услуг, находясь при этом даже в более выгодных условиях, чем прежде. Ведь им больше не надо платить отчисления на нужды адвокатской палаты, они подпадают под льготное налогообложение как индивидуальные предприниматели, не несут обязанностей повышать квалификацию и выполнять нормы Кодекса профессиональной этики адвоката, не подлежат дисциплинарной ответственности.

Учитывая это обстоятельство, квалификационные комиссии адвокатских палат иногда заменяют самую строгую меру дисциплинарной ответственности – лишение адвокатского статуса – предупреждением в расчете на то, что, оставаясь под контролем корпорации, провинившийся не совершит новых нарушений. Иногда это помогает, иногда – нет. Тем не менее механизм самоочищения адвокатуры работает вполне результативно. За 12 лет, прошедшие с момента образования современной адвокатской корпорации, из нее исключены примерно шесть тысяч человек – не так уж мало, если учесть, что адвокатов у нас в стране сейчас около 70 тысяч. В Москве, например, ежегодно лишаются статуса десятки адвокатов.

Но сделать институт адвокатуры таким, каким он должен быть, мы не сможем до тех пор, пока не наведем порядок в сфере квалифицированной (профессиональной) юридической помощи в целом. Тогда адвокаты станут требовательнее к себе, четкое соблюдение профессиональных и этических стандартов будет абсолютным приоритетом деятельности каждого из них, а контроль со стороны органов корпоративного самоуправления станет в полной мере эффективным.

Для решения этой задачи мы предлагаем избрать способ, выработанный многовековой историей человеческой цивилизации и проверенный опытом подавляющего большинства стран, – ввести исключительное право адвокатов на судебное представительство. Термин «адвокатская монополия», часто используемый для обозначения этого понятия, не отражает его содержания. Мы не стремимся монополизировать область судебного представительства и тем более не преследуем каких бы то ни было материальных выгод.

Подчеркну, что мы считаем необходимым сохранить доступ к судебному представительству корпоративным юристам и гражданам, решившим представлять себя самостоятельно. А для свободно практикующих юристов предлагаем одновременно с введением исключительного права адвокатов на судебное представительство установить переходный период, в течение которого они смогут вступить в адвокатуру. Тем из них, кто имеет стаж практики пять лет и более, придется пройти только письменное тестирование на знание Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодекса профессиональной этики адвоката. Остальные должны будут сдать квалификационный экзамен на общих основаниях. Такая мера позволит исключить из сферы оказания юридической помощи людей без юридического образования и практики, с непогашенной судимостью и т.д.

В результате общее количество лиц, профессионально занятых оказанием правовой помощи, сократится. Но это сокращение будет, по нашим расчетам, не настолько значительным, чтобы повлечь рост цен на услуги адвокатов. К тому же надо учесть, что по самой своей сути адвокатская профессия конкурентна: адвокат ведет практику совершенно автономно, органы корпоративного самоуправления не вправе вмешиваться в его деятельность. Так что в плане ценообразования рынок адвокатских услуг не менее свободен, чем нерегулируемый рынок услуг частнопрактикующих юристов. Это дополнительная гарантия, что после объединения профессии цены сохранятся на прежнем уровне.

Отстаивая исключительное право адвокатов на судебное представительство, мы руководствуемся не столько корпоративными интересами, сколько осознанием той ответственности, которая возложена на адвокатуру как на значимый публично-правовой институт и важный институт гражданского общества.

И особое сожаление вызывает то, что немногочисленные нынче сторонники правового государства и гражданского общества – а ведь сотрудники Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге именно таковыми и являются – в данном случае выступают противниками институтов. При этом совершая методологические подмены и жонглируя мнением отдельных неназванных «авторитетных и высокопрофессиональных адвокатов». Может, потому и не преуспели мы в построении правового государства и гражданского общества, что их «адепты» готовы проповедовать их ценность «в общем и целом», но в каждом конкретном случае, столкнувшись с реалиями жизни, готовы жертвовать институтами. Ведь они в реальной жизни не так изящны, как это видится в лабораториях.

Юрий ПИЛИПЕНКО,
президент Федеральной палаты адвокатов РФ
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
 
Юристы проиграли в монополию

Минюст готов потребовать от них адвокатского статуса

07.12.2015

Минюст и Федеральная палата адвокатов (ФПА) готовы внести в правительство концепцию регулирования юридического рынка РФ. Документ может поменять практику работы отрасли: юристам, число которых оценивается от 70 тыс. до 2 млн, в течение двух лет придется получать адвокатский статус. В Минэкономики считают концепцию необоснованной, а юристы обсуждают подачу жалоб в ФАС на ограничивающие конкуренцию действия чиновников, заходит речь и об акциях протеста.

На этой неделе Минюст может внести в правительство документ, переформатирующий рынок юридических услуг,— концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи (есть у "Ъ"). Как заявил "Ъ" курирующий ее разработку заместитель главы Минюста Юрий Любимов, это произойдет "в начале недели". "Мы ожидаем, что на следующей неделе проект концепции может оказаться в правительстве, исходя из сроков и степени его готовности", — подтвердил статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Константин Добрынин. По госпрограмме "Юстиция" правительство должно утвердить концепцию до 31 декабря 2015 года. В ФПА очень на это рассчитывают, сказал "Ъ" президент палаты Юрий Пилипенко.
Проект предполагает, что адвокатский статус для оказания юридических услуг должны будут получить практически все юристы, кроме чиновников, корпоративных юристов, нотариусов и патентных поверенных. Задачи реформы описаны двояко: и убрать с юридического рынка недобросовестных участников, и включить в адвокатуру представителей юридического консалтинга. Как говорится в концепции, унификация требований к юристам "создаст условия для здоровой конкуренции, повысит качество услуг и будет способствовать снижению их стоимости". Для объединения установят переходный период (до конца 2017 года). Минюст готов предоставить консультантам специальный порядок перехода в адвокатуру, а также установить внутри адвокатуры гражданскую, уголовную и арбитражную специализации с разными наборами экзаменов, говорит источник "Ъ" в ведомстве.
"Мы пытаемся заново поженить супругов, которые 20 лет назад развелись",— комментирует суть реформы Юрий Любимов. Напомним, после распада СССР институт адвокатуры сохранился (за адвокатами формально закреплено только представительство в уголовном процессе), но право оказывать юридические услуги есть и у независимых юристов, и у представительств международных юрфирм. Официальных данных об объеме этого рынка нет, оценки колеблются от $0,1 млрд до $1,1 млрд в год. По данным Юрия Пилипенко из ФПА, в России около 70 тыс. адвокатов, точных данных о числе практикующих юристов нет — глава ФПА считает, что их примерно столько же. По данным же ФНС, в РФ около 4,5 млн предприятий. Почти все они обращаются к юристам — число последних можно оценить в 2 млн человек, говорит глава юридической компании "НП-Эдвайс" Наталья Пантюхина.
Проект концепции будет внесен в правительство вместе с таблицей разногласий, подтвердил "Ъ" господин Любимов, они в основном носят технический характер, разрешать их планируется уже на площадке правительства. При этом, по данным источников "Ъ", главный оппонент реформы — Минэкономики — в принципе не видит в ней смысла. "Концепция не содержит обоснований необходимости реформ, недостатки действующей системы в полной мере не раскрыты",— сообщили "Ъ" в ведомстве. Поэтому в Минэкономики считают, что предложенная концепция требует доработки. У ФПА, говорит Юрий Пилипенко, есть замечания к некоторым положениям концепции, и палата надеется согласовать "их в рабочем порядке".
Участники рынка, однако, на "рабочий порядок" не рассчитывают: с середины ноября отдельные юристы обжалуют действия Минюста и ФПА в Федеральной антимонопольной службе. Проект концепции не публиковался на regulation.gov.ru и не находится в открытом доступе. Текущий ее вариант (судя по названию, седьмой) на прошлой неделе распространялся в соцсетях. В такой процедуре разработки заявители видят кулуарность, ограничение конкуренции и лоббирование интересов адвокатуры. В том числе они просят ФАС истребовать официальный вариант концепции из Минюста. В ФАС "Ъ" подтвердили, что несколько жалоб находятся на рассмотрении. На момент написания заметки в социальных сетях юристы обсуждали дальнейшие коллективные жалобы и открытые письма в ФАС.
По словам же президента ФПА Юрия Пилипенко, продолжать публичную дискуссию не имеет смысла. "Идеи концепции в течение 2015 года мы обсудили со всеми группами, интересов которых могла бы коснуться ее реализация. Дальнейшее публичное обсуждение, на мой взгляд, было бы уже излишним",— говорит он.

Как сообщил “Ъ” источник, знакомый с ходом обсуждения концепции, в начале ее разработки обсуждались самые разные сценарии объединения — от лицензирования юрфирм и создания новой адвокатуры с нуля до объединения всех внешних консультантов на базе существующей адвокатуры. Выбран был последний вариант, что совсем не означает, что независимые консультанты подстраиваются под существующую адвокатуру — адвокаты и юристы, работающие в фирмах, являются равноправными участниками объединения профессии, заявляет собеседник “Ъ”. Как рассказывает Юрий Любимов из Минюста, концепцией предполагается создание новой формы объединения — адвокатского партнерства. «В ходе работы над концепцией мы выбирали между двумя вариантами: либо предоставить право оказывать юридическую помощь в любой организационно-правовой форме, но со специальной правоспособностью (как, например, у страховых компаний или банков), либо создать специализированную адвокатскую форму для юридической фирмы»,— пояснил замминистра.

Софья Окунь, Евгения Крючкова

Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2871500
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
 
Адвокатская монополия уходит в защиту
Минюст продлит ее введение на два года, но не будет обсуждать

12.01.2016

Минюст готовится поправить госпрограмму "Юстиция", предполагающую введение в РФ адвокатской монополии. На разработку закона о переходе к обязательному адвокатскому статусу для судебных юристов предлагается отвести еще два года — до 31 декабря 2017 года. Рамочную же концепцию регулирования юридического рынка, которую должны были принять к новому году, только внесли в правительство. Власти смогут рассматривать ее еще два-три месяца — причем теперь документ сможет миновать этап общественного обсуждения.

Реформа юридического рынка, подразумевающая переход судебных юристов в адвокатуру, может пройти в ближайшие два года: об этом говорится в поправках к госпрограмме "Юстиция", опубликованных 31 декабря 2015 года на regulation.gov.ru. Напомним, госпрограмма 2014 года предполагает объединение на базе адвокатуры юристов, оказывающих услуги судебного представительства. Концепцию же регулирования рынка профессиональной юридической помощи — рамочный документ, декларирующий эту необходимость — Минюст внес в правительство только в конце декабря 2015 года. Разработана она была при участии Федеральной палаты адвокатов (ФПА), при этом даже разработчики реформы не имеют точных сведений об объеме рынка юридических услуг: число юристов, сейчас практикующих вне адвокатуры, укладывается в широкий диапазон от 70 тыс. до 2 млн (см. "Ъ" от 7 декабря).

Концепция пока Белым домом не утверждена. Как полагает статс-секретарь ФПА Константин Добрынин, это может произойти в течение двух-трех месяцев — в зависимости от того, как пройдет согласование замечаний и поправок. Адвокат говорит, что ФПА намерена настаивать на том, чтобы в концепцию попали нормы о льготном переходном периоде (в течение которого услуги судебного представительствасмогут оказывать одновременно юристы и адвокаты) и возможности работы последних как в адвокатских, так и в юридических фирмах. Но, как отмечает управляющий партнер юрфирмы "Интеллект-С" Евгений Шестаков, в финальную версию концепции вообще не попали положения, защищающие интересы юрбизнеса — возможность создания юридической фирмы. Предложенный же ФПА вариант "адвокатской фирмы" (НКО, которое может распределять прибыль) невозможен в рамках действующего корпоративного законодательства, отмечает он. В итоге, по его мнению, частных консультантов отрежут от судов и их доверители по сотням тысяч дел останутся без защиты. Есть и риск сокращения поступлений в бюджет: юрфирмы платят НДФЛ, все корпоративные и социальные налоги — а адвокаты освобождены от этого, говорит господин Шестаков.
Срок утверждения концепции в госпрограмме остался прежним и обозначен как "2015 год". Закон же о порядке перехода юристов в адвокатуру предлагается подготовить и внести в правительство до 31 декабря 2017 года. Таким образом, Минюст продлевает реформу еще на два года: в исходной версии госпрограммы планировалось представить закон о порядке перехода юристов в адвокатуру к концу 2015 года.

Отметим, что опубликованная правка госпрограммы предполагает, что концепция будет утверждаться распоряжением правительства, а не приказом Минюста (как в действующей версии "Юстиции") — таким образом, документ сможет миновать этап общественного обсуждения. Причина этого в поправках не названа, с курирующим вопрос замглавы Минюста Юрием Любимовым вчера связаться не удалось. Однако, по сведениям "Ъ", на этой неделе в Минюст должны поступить отрицательные заключения аккредитованных на портале экспертов: по их мнению, концепция затрагивает права и законные интересы более 20 тыс. компаний и должна пройти обязательную оценку регулирующего воздействия и антикоррупционную экспертизу.
Отметим, что в конце 2015 года юристы пытались протестовать против "адвокатской монополии". В ФАС поступили несколько жалоб на кулуарное обсуждение реформы (приняты к производству, но решений пока нет, сообщила "Ъ" одна из заявителей, юрист Наталья Пантюхина).

Софья Окунь

http://kommersant.ru/doc/2889717
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
 
Топ-10 вопросов об адвокатском экзамене

Интервью с исполнительным вице-президентом ФПА РФ Андреем Сучковым

15.02.2016 14:42

Участники группы «Юристы» в социальной сети «Фейсбук» путем голосования выбрали 10 вопросов об адвокатском экзамене, на которые ответил исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков. Вопросы задавал Алексей Сиренко.

- Стоит ли ждать «упрощенную» процедуру принятия в адвокатуру?

- Когда впервые была обозначена тема реформирования сферы оказания юридической помощи, адвокатское сообщество было категорически против упрощенной процедуры принятия в адвокатуру. Затем по результатам дискуссии с представителями различных юридических профессий адвокатура пошла на компромисс и согласилась с упрощенным порядком перехода в адвокатуру юристов, на которых распространяется реформа.

Суть упрощенного порядка:

а) он действует на протяжении не очень продолжительного периода времени с даты начала реформирования – год или полтора;

б) претендент сдает не полный экзамен по вопросам, утвержденным Федеральной палатой адвокатов РФ, а только тест на знание Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также Кодекса профессиональной этики адвоката.

Данные положения были включены в проект Концепции реформирования. К нашему большому удивлению, после правок проекта в Минюсте России эти положения выпали из текста.

Убежден, что это не принципиальная позиция Министерства юстиции, а технический сбой в редактировании текста. Моя уверенность основана на том, что в свое время Е.А. Борисенко, а сейчас Ю.С. Любимов – заместители министра юстиции, курирующие реформу – всегда настаивали на льготном переходном периоде, содержанием которого должен быть упрощенный экзамен на получение статуса адвоката.

- Зачем сегодня успешному юристу становиться адвокатом?

- Допуск в судебный процесс в качестве профессионального (то есть занимающегося определенным делом на постоянной основе) представителя именно адвоката – стандарт судопроизводства в мире.

В этом вопросе две составляющие. Во-первых, публичная – судебный представитель должен быть квалифицированным, в установленном порядке допущенным в профессию, находиться под контролем профессиональной корпорации в части соблюдения обязательных правил профессии. И, я думаю, что это главное, обеспечивая законные интересы своего доверителя, не делать это путем игнорирования ценностей судопроизводства.

Здесь же следует упомянуть, что реформой создается поле равной конкуренции: запрет регулятивными нормами профессии на нарушение закона, фальсификацию доказательств, злоупотребление правом и прочее дает основание к созданию для судебных представителей профессионального поля, где он будет соревноваться умом, опытом, тщательностью подготовки к судебному процессу, а не в том, кто лучше «слипует» доказательство или неофициально «порешает» с судом. А иначе, зачем мы получали юридическое образование и зачем тогда мы говорим о совершенствовании в профессии? Нарушителей такого порядка ждет очень серьезная санкция (чего сейчас нет) – исключение из профессии и, как следствие, отказ в допуске как судебного представителя.

Вторая составляющая частноправового характера – повышение гарантий качества юридической помощи. Когда доверитель знает, что получает юридические услуги от квалифицированного лица, находящегося под контролем профессиональной корпорации. И в случае конфликтной ситуации с адвокатом он может обратиться туда за разрешением спора.

- Насколько увеличиваются расходы юриста при получении статуса адвоката в сравнении с расходами ИП?

- Расходы, определенно, увеличатся, но ненамного. На адвокатов, к большому сожалению, не распространяется режим УСН. Придется платить НДФЛ – это основная составляющая увеличения расходов. В остальном – без изменений. Появятся расходы на общие нужды региональной адвокатской палаты и Федеральной палаты адвокатов, но они незначительны в структуре общих расходов на содержание адвокатского образования (коллегии, бюро или кабинета) и на ведение адвокатской деятельности.

Кроме того, во многих адвокатских палатах субъектов РФ уже приняты стандарты адвокатского образования. Такой стандарт разрабатывает и Федеральная палата адвокатов. Если офис юриста в настоящее время не соответствует утвержденным нормам, то в этой части также будут разовые расходы.

- Какие самые распространенные ошибки на адвокатском экзамене?

- Самая распространенная ошибка – неумение говорить и неспособность довести свою мысль до экзаменаторов. Претендент вроде написал для себя текст выступления (тезисы или план) при подготовке, а донести до комиссии его не может. Знаю точно, что квалификационные комиссии не «зверствуют» и не «валят» претендентов намеренно. Не сдают квалификационного экзамена лишь те претенденты, которым впору задать вопрос: «Вы где купили юридический диплом?», т.е. когда наблюдается полное отсутствие знаний и даже невладение профессиональной терминологией.

- Будут ли доступны нормативные акты и СПС на экзамене?

- На компьютерном тесте (на знание Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката) – точно нет. На устном экзамене – вопрос в стадии обсуждения. Предполагаю, что это будет отдано на решение региональных адвокатских палат. В настоящее время ситуация такая, что часть регионов разрешает пользоваться кодексами и СПС (есть адвокатские палаты, где ноутбук и СПС обязательны при подготовке к ответу по экзаменационному билету), в других это запрещено.

- Какая статистика успешного прохождения экзамена?

- Статистика различается по региональным адвокатским палатам. Сколько успешно сдают квалифэкзамен в среднем по России – точно назвать не могу, такие сведения не собирали. По моим ощущениям (не по данным статистики), успешно сдают экзамен около 80% претендентов в среднем по стране.

- Можно ли пользоваться планшетом или смартфоном на экзамене?

- Частично я сказал об этом в ответе на пятый вопрос. Там, где разрешается пользование при подготовке компьютером, никто не будет отнимать планшет или телефон.

Но я так понимаю, вопрос о том, что кто-то на «другом конце провода» надиктует ответ. Как в комедии: «Профессор – лопух. Прием».

Могу сказать, что этот метод сдачи экзамена точно не пройдет. Такие претенденты отсеиваются на устном воспроизведении того, что им надиктовали. Члены квалифкомиссии не первый год принимают экзамены и уже хорошо чувствуют претендента. В этих случаях задаются вопросы по теме билета, но чуть «в сторону» или пошире, или по определенным частностям. И такие претенденты тут же «плывут». Это всегда так, когда докладываешь то, что записал под чужую диктовку.

- Что лучше выучить наизусть перед экзаменом?

- В обязательном порядке нужно досконально (именно досконально!) знать содержание Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Также нужно знать основы адвокатского мастерства и историю адвокатуры.

Я бы рекомендовал готовиться к устному экзамену по вопросам, которые утверждены ФПА РФ и опубликованы на ее сайте.

- Будет ли обязательное страхование профессиональной ответственности адвоката? Известны ли условия такого страхования?

- Пока действие Закона об адвокатуре в этой части приостановлено. Нет никакой информации и никаких сигналов о том, что в ближайшее время действие этой правовой нормы будет возобновлено. Тем менее добровольное страхование рисков профессиональной ответственности в настоящее время довольно широко применяется адвокатами.

- Увеличатся ли доходы юристов после получения статуса адвокатов?

- Думаю, что увеличатся. Хотя и не сразу, не сиюминутно.


http://www.fparf.ru/news/mass_media/mass_media_about_FPA/17639/
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
 
Объединение на базе адвокатуры


Республика Марий Эл 27.06.2016 16:07

Во время рабочего визита в Йошкар-Олу 22 июня президент ФПА РФ Юрий Пилипенко стал гостем программы «Вести Марий Эл» на ТК «Россия 24». Опубликована запись этой беседы на тему Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Президент ФПА РФ рассказал о том, что скрывается за термином «адвокатская монополия», о необходимости передачи адвокатам такого исключительного права, как оказание квалифицированной юридической помощи в суде, а также в чем состоит проблемность этого вопроса.

По словам Юрия Пилипенко, исключительное право адвокатов на судебное представительство – сложившаяся практика для подавляющего большинства государств. И только в таких государствах, как Конго, Албания, Киргизия, а до недавнего времени и Украина, ситуация в сфере оказания правовой помощи примерно такая же, как в России: любой человек, даже без юридического образования, может представлять интересы другого человека в суде.

Президент ФПА РФ отметил, что адвокат, в отличие от любого другого юриста, практикующего в судах, обязательно имеет высшее юридическое образование, минимум два года стажа по юридической профессии, сдает специальный экзамен на получение статуса (успешно сдают его только 70% претендентов). Кроме того, адвокат обязан регулярно повышать квалификацию. Он несет дисциплинарную ответственность за несоблюдение норм Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики при исполнении своих профессиональных обязанностей. Последнее гарантировано положениями Кодекса профессиональной этики адвоката и мерами, принимаемыми квалификационными комиссиями региональных палат.

При этом реформа предусматривает не только предоставление адвокатам исключительного права на представительство в судах, но и объединение на базе адвокатуры всех практикующих юристов. В России около 70 тысяч адвокатов, а юристов, не имеющих статуса адвоката, по некоторым данным, примерно столько же. По словам Юрия Пилипенко, с введением адвокатской монополии все практикующие коллеги будут иметь возможность льготного вступления в адвокатуру. Таким образом, не изменится ни рынок услуг, ни его субъектный состав: отсеется лишь небольшой процент людей, не получивших высшего образования, имеющих судимость либо недееспособных. Такой подход позволит, с одной стороны, избежать роста цен на услуги адвокатов, а с другой – повысит качество оказываемых услуг.

Для того чтобы вступить в ряды адвокатов, практикующему юристу понадобится в первую очередь сдать экзамен. Юрий Пилипенко добавил, что буквально несколько месяцев назад Советом ФПА РФ был утвержден единый порядок сдачи квалификационного экзамена. Это обусловлено позицией ФПА РФ о единстве статуса адвоката, а следовательно, единстве принципов вхождения в профессию. Единый порядок сдачи экзамена стал одним из шагов на пути федерализации российской адвокатуры.

По мнению президента ФПА РФ, реформа не должна коснуться корпоративных юристов, действующих в интересах компании по доверенности, и граждан, предпочитающих защищать себя самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов. Только представительство в судах, оказываемое на постоянной основе и за вознаграждение, должно быть урегулировано путем отнесения к адвокатской монополии.

Говоря о сроках реализации Концепции, Юрий Пилипенко пояснил, что она представляет собой лишь часть Государственной программы «Юстиция», претворяемой в жизнь Министерством юстиции РФ. Согласно плану, в 2017 г. должны быть подготовлены законопроекты по основным вопросам – поправки в процессуальные кодексы и в Закон об адвокатуре. Однако в настоящий момент ФПА РФ рассматривает все возможные варианты решения данного вопроса для ускорения процесса введения адвокатской монополии в России.

Юрий Пилипенко заверил, что введение исключительного права адвокатов на судебное представительство не отразится на системе оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Дело в том, что реализацию этой задачи взяло на себя государство, и на данный момент практически во всех регионах России оно не вполне справляется с возложенными обязательствами. Исключение составляет Санкт-Петербург, где система оказания бесплатной помощи налажена посредством использования электронной базы данных.

С записью беседы можно ознакомиться здесь http://gtrk.marimedia.ru/video/50683/
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)