Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни закон, ни судилищ, ни наказаний
 
Святитель Иоанн Златоуст

КС поддержал порядок постановки сотрудников ОВД на учет нуждающихся в жилье

КС поддержал порядок постановки сотрудников ОВД на учет нуждающихся в жилье

КС поддержал порядок постановки сотрудников ОВД на учет нуждающихся в жилье

Он, в частности, заметил, что при постановке на учет для получения соответствующей соцвыплаты датой принятия на него является дата приема заявления сотрудника и необходимых документов.

По мнению одного из экспертов «АГ», в рассматриваемом случае отказ КС РФ рассмотреть жалобу по формальным основаниям оставляет заявителей без конституционно-правовой оценки системной проблемы – влияния административных «проволочек» на реализацию жилищных прав. Другой полагает, что конституционного конфликта в рассматриваемом случае нет, так как оспариваемые нормы ясны, а проблема заключается в том, что ждать компенсации на приобретение жилья приходится годами, даже уже после увольнения из ОВД.


Конституционный Суд вынес Определение № 1527-О/2025 по жалобе на неконституционность п. 15 и 15.1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД России, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1223.

В середине января 2013 г. сотрудник ОВД Григор Вердян подал заявление в Центральную жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Калининградской области о постановке на учет для получения единовременной соцвыплаты в целях приобретения или строительства жилья. Решением Комиссии заявитель был принят на соответствующий учет в составе семьи из четырех человек. Это решение было утверждено распоряжением УМВД по Калининградской области от 3 октября 2013 г.

Впоследствии решением Комиссии от 27 апреля 2017 г. в учетное дело Григора Вердяна были внесены изменения ввиду рождения третьего ребенка, заявитель был признан имеющим преимущественное право на единовременную соцвыплату. Это право сохранялось за заявителем после его увольнения со службы в 2021 г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Далее Григор Вердян и его супруга Агавни Алавердян обратились в суд с иском к УМВД по Калининградской области и МВД России, требуя изменить дату постановки на учет для получения единовременной соцвыплаты с даты утверждения решения Комиссии 3 октября 2013 г. на дату подачи им заявления о постановке на такой учет – 17 января 2013 г.

Первая инстанция удовлетворила исковые требования, однако апелляция отменила ее решение. Признав факт несвоевременного принятия Комиссией решения о постановке Григора Вердяна на учет для получения единовременной соцвыплаты, апелляционный суд указал на отсутствие нарушения его прав, поскольку сотрудники, подавшие заявления позже этого заявителя, при принятии на учет в 2013 г. были расположены в очереди после него, как того требовал п. 20 Правил.

Кроме того, апелляция указала, что на дату обращения Григора Вердяна с заявлением Правилами не был установлен срок утверждения правовыми актами уполномоченного органа решений Комиссии о принятии или об отказе в принятии сотрудников ОВД на учет для получения единовременной соцвыплаты и о снятии их с учета. Поскольку оценка действий ответчика производится исходя из правового регулирования, действовавшего на момент принятия истца и членов его семьи на учет, то п. 15.1 Правил не может применяться в гражданском деле по рассматриваемому иску для оценки действий ответчика, имевших место до принятия и вступления в силу этого пункта в ноябре 2013 г. С этим выводами согласились вышестоящие инстанции.

В жалобе в Конституционный Суд Агавни Алавердян и Григор Вердян, действующие также в интересах своих несовершеннолетних детей, указали, что п. 15 и 15.1 Правил неконституционны, поскольку позволяют правоприменительным органам осуществлять постановку сотрудников ОВД на учет для получения единовременной соцвыплаты для приобретения или строительства жилого помещения в произвольном порядке.

Изучив доводы жалобы, Конституционный Суд отказал в принятии ее к рассмотрению, напомнив, что сотрудники ОВД, имеющие стаж службы не менее 10 календарных лет, могут рассчитывать на получение единовременной соцвыплаты для приобретения или строительства жилья один раз за весь период госслужбы, в том числе службы в органах внутренних дел, которое сохраняется за гражданами РФ, уволенными с этой службы с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной соцвыплаты. Порядок расчета ее размера и исчисления стажа службы в ОВД для предоставления единовременной соцвыплаты определяются оспариваемыми Правилами № 1223.

Так, п. 15 Правил, предусматривающий сроки для принятия комиссией и утверждения уполномоченным органом решений о принятии или об отказе в принятии сотрудника ОВД на учет для получения такой выплаты, призван обеспечить своевременное рассмотрение заявлений сотрудников и тем самым направлен на реализацию их прав. Это положение, как ранее указал КС, не регламентирует очередности и времени (даты) постановки на учет для получения соответствующей выплаты. В силу этого оно не может нарушать конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.

В свою очередь, п. 15.1 Правил определяет, что при постановке на учет для получения соответствующей выплаты датой принятия сотрудника на такой учет является дата приема заявления сотрудника и документов, предусмотренных п. 5 Правил. Если даты принятия на учет для получения выплаты сотрудников совпадают, определение очередности в целях предоставления выплаты происходит исходя из наибольшего стажа службы в календарном исчислении на дату принятия на учет. Это положение уточняет прежний порядок, различавший дату подачи сотрудником ОВД заявления, иных документов и дату принятия его на учет, а именно дату утверждения уполномоченным органом решения, принятого Комиссией. Действующее регулирование определяет дату принятия сотрудника ОВД на учет безотносительно к продолжительности административных процедур, направленных на проверку его заявления, иных необходимых документов и вынесение окончательного решения по его заявлению.

Следовательно, указал КС, п. 15.1 Правил не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителей в указанном ими аспекте, тем более что они усматривают нарушение своих прав фактически не в содержании этой нормы, а, напротив, в отказе судов от его применения в их деле. Вместе с тем установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, а также выбор норм права, подлежащих применению в нем, не относятся к компетенции Конституционного Суда.

Адвокат, доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН Вячеслав Плахотнюк считает, что субсидии на приобретение жилья – это важная часть мотивации как для поступления на службу в органы внутренних дел, так и для пребывания в ней не менее определенного количества лет. «Эти люди выполняют важную для государства и общества работу, порой с риском для жизни. Собственно, конституционного конфликта в рассматриваемом случае нет. Оспариваемые нормы ясны, а проблема заключается в том, что ждать компенсации приходится годами, даже уже после увольнения из ОВД. Спор о месте в очереди за субсидией находится в компетенции судов общей юрисдикции. КС уже высказывался по этому вопросу и в очередной раз подчеркнул, что определять закон, подлежащий применению в конкретном споре, – не его прерогатива, тем более что Правительство РФ само в 2023 г. внесло поправки в Правила предоставления единовременной социальной выплаты от 30 декабря 2011 г., которыми уточнило процедуру реализации соответствующего права сотрудников ОВД», – полагает он.

Адвокат LEbEdEV & barristers Антон Лебедев полагает, что в рассматриваемом случае отказ КС РФ рассмотреть жалобу по формальным основаниям оставляет заявителей без конституционно-правовой оценки системной проблемы – влияния административных «проволочек» на реализацию жилищных прав. «В 2019 г. КС вынес определение № 2193-О, имевшее такую же судьбу. В целом позиция Суда, похоже, заключается в том, что все административные процедуры государством выполняются надлежащим образом, таким образом, положения которыми руководствуется государство, соответствуют Конституции. Ситуацию может поправить Верховный Суд путем формирования разъяснений или обзора на этот счет, в данном деле ВС РФ уже выразил свою позицию», – отметил он.


Зинаида Павлова

Короткая ссылка на новость: https://www.lawnow.ru/~CtOEF
 


Комментарии пользователей





Следите за новостями

TwitterTwitter Youtube ВКонтакте Facebook Instagram