Войти
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск
Если бы законы могли говорить вслух, они бы первым делом пожаловались на законников.
 
Джордж Галифакс

Материнский капитал: изменения законодательства

Материнский капитал: изменения законодательства

Материнский капитал: изменения законодательства

С момента введения Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" существовала неопределенность в вопросе о возможности получения сертификата на материнский капитал матерями, у которых один ребенок умер. За несколько лет существования закона была накоплена обширная судебная практика в отношении всего одного вопроса – имеет ли мать, чей ребенок умер, право на  получение материнского капитала?

Пенсионный фонд отказывает таким матерям используя всего два основания. Такими основаниями являются отсутствие свидетельства о рождении ребенка, в случае если он умер на первой неделе, или трактуя часть преамбулы закона «имеющих детей», как обязательное наличие двух и более детей у обратившегося за материнским капиталом.

Дело в том, что родителям, чьи дети умерли на первой недели жизни, в подтверждение рождения ребенка выдавали не свидетельство о рождении, а справку по форме №26. В самом Федеральном законе процедуры подачи заявления для выдачи сертификата на материнский капитал предусматривали предоставление именно свидетельства о рождении ребенка. Таким образом, по мнению Пенсионного фонда РФ, матери фактически родившие, но дети которых умерли на первой неделе жизни, не получали право на материнский капитал. Сотрудники Пенсионного фонда выдавали отказы в выдаче сертификата на материнский капитал именно на этом основании. Данная правовая неопределенность породила большое количество исков от родителей, оказавшихся в такой ситуации.

Суть требований родителей сводилась к тому, что Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873, установлено, что заявление о выдаче сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение либо усыновление детей. Справка о рождении ребенка по форме 26 является именно таким документом. В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлен исчерпывающий перечень основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата. Этот перечень не предусматривал такого основания для отказа в выдаче сертификата, а, следовательно, отказ противоречил норме закона.

Уверенности в своей правоте Пенсионному фонду придавало письмо Верховного суда РФ от 18 марта 2010 года, в котором выработана правовая позиция, согласно которой право на получение сертификата на материнский капитала могут получить лишь те родители, чьи дети не умерли на первой неделе жизни. Однако, данное письмо тоже не было лишено ряда пороков. Пенсионный фонд пытался использовать это письмо, как официальную позицию Верховного суда РФ.

Суд обязан учитывать Постановления Пленума Верховного суда РФ, принятые на основании ст.126 Конституции РФ, содержащие разъяснение вопросов, которые возникли при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению. Само же письмо Верховного суда РФ от 18.03.2010 г. было адресовано исключительно Пенсионному фонду, не было обличено в форму обобщений судебной практики и т.д. Поэтому суды могли его расценивать как обычную переписку государственных органов, не оценивая его как обобщение судебной практики Верховного суда РФ.

В определении Верховного суда РФ от 26 ноября 2009 г. N 29-В09-6, высказана позиция о том, что необходимо исходить из фактического рождения первого и второго ребенка, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не является основанием к отказу и влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Аналогичное мнение высказано Верховным судом РФ и в определении от 18 июня 2010 г. N 51-В10-12.

В настоящий момент в законодательство вносятся изменения, касающиеся использования средств материнского капитала. 29.07.2010 года Президентом подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала». Ранее Федеральный закон был принят Государственной Думой 16 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 19 июля 2010 года. Данный Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме №26 будет выдаваться свидетельство о рождении. С этой целью  признается утратившим силу абз. 3 п. 2 ст. 20  ФЗ «Об актах гражданского состояния». Изменения закона будут распространяться на ситуации, которые возникли после 15 ноября 1997 года.

Возможность получения свидетельства о рождении, позволит матерям, потерявшим ребенка на первой неделе жизни, получить сертификат на материнский капитал. Правда, для этого может потребоваться получить свидетельство о рождении на этого ребенка. Предлогом для его получения может стать заявление о выдаче дубликата документа о рождении ребенка в органы ЗАГС с соответствующей оплатой государственной пошлины.

Данные изменения закона о материнском капитале также позволят семьям, имеющим право на получение средств материнского капитала, воспользоваться ими при строительстве (реконструкции) жилых домов без привлечения подрядных организаций. Именно участие подрядной организации делало невозможным использование материнского капитала на строительство. Привлечение подрядчика – организации существенно удорожало строительство. Таким образом государство страховалось от случаев мошенничества, а родители и их дети не могли улучшить жилищные условий путем самостоятельного строительства. Изменения установят следующий порядок предоставления этих средств: сумма, не более 50 процентов материнского капитала, может быть фактически получена на начальном этапе строительства или реконструкции, при условии предоставления разрешительных документов на строительство, а оставшаяся часть может быть получена через шесть месяцев при условии предоставления документов, подтверждающих проведение работ по строительству или реконструкции, результатом которых будет увеличение общей площади жилого помещения реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства не менее чем на одну учётную норму, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, приобретённое (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, должно быть оформлено в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению.

Федеральным законом также предусматривается сокращение срока между подачей заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечислением гражданам этих средств. Раньше использование материнского капитала при совершении покупки недвижимости вызывало определенные сложности, т.к. деньги от Пенсионного фонда необходимо было ждать продавцу достаточно длительное время.

Кроме того, Федеральным законом продлевается на 2010 год возможность получения семьями, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, единовременной выплаты в размере 12 тысяч рублей (независимо от даты рождения ребенка), которая может быть использована на неотложные нужды семьи.

Материал подготовил адвокат Антон Лебедев

Короткая ссылка на новость: https://www.lawnow.ru/~hCIKU


Комментарии пользователей





Следите за новостями

TwitterTwitter Youtube ВКонтакте Facebook Instagram