Доступное жилье давненько с этим косячит...
Нехорошие квартиры
19 апреля 2012 10:00
В квартиру на улице Доблести Марина Быстракова въехала по городской программе «Молодежи — доступное жилье».
— Запах аммиака почувствовали сразу, — рассказывает она. — Потом, когда сделали ремонт, настелили полы, он стал уже едва ощутимым. Но моя мама все-таки обратилась в Роспотребнадзор с просьбой провести замеры. Выяснилось, что предельно допустимое содержание аммиака в квартире превышено. Не намного — всего в 2–2,5 раза. Но все равно тревожно — ведь у меня двое маленьких детей, и неизвестно, как это скажется на их здоровье.
По словам Марины, в доме живет много детей — город бесплатно предоставлял квартиры в доме на Доблести многодетным семьям.
— И вполне возможно, в их квартирах та же проблема, только люди не обращались в Роспотребнадзор. А сейчас, наверное, и обращаться не станут — ведь ничего от этого не изменится, — добавляет она.
Первые обращения в Роспотребнадзор от соседей Марины поступили в октябре прошлого года. Экспертиза показала, что в одной из комнат содержание аммиака превышено аж в 68 раз. Роспотребнадзор вынес в адрес застройщика — строительной компании КВС — предписание об устранении недостатков. Однако в ходе судебного разбирательства иски надзорного ведомства были оставлены без удовлетворения. «Причины и источник возникновения запаха не установлены, как не установлена и вина ООО «КВС» в их возникновении», — говорится в официальном ответе компании. При этом главный для жильцов вопрос «Кто и в какие сроки должен решить вопрос с аммиачными квартирами?» остался без ответа. В Комитете по строительству городской администрации отвечают, что «квартирами будет заниматься подрядчик в рамках гарантийных обязательств». А подрядчик отвечает, что может принять меры «по устранению в квартирах запаха аммиака лишь после выявления источников его предельно допустимых концентраций, а также установления причинно-следственной связи между данными обстоятельствами и действиями нашей компании». При этом в ответе подчеркивается, что, «понимая остроту проблемы, компания находится в постоянном диалоге с Комитетом по строительству», остается лишь гадать, почему в таком случае их позиции по данному вопросу остаются столь разными…
Надо сказать, что КВС оказалась далеко не первой компанией, чьи квартиры «заблагоухали». Проблема наметилась еще осенью 2010 года — впрочем, тогда новоселы грешили на не заткнутые фановые трубы, мусоропроводы, на гастарбайтеров, писавших по углам… К лету 2011-го стало очевидно, что простые объяснения несостоятельны. «Аммиачные квартиры» (а экспертиза установила, что содержание аммиака в них существенно превышало предельно допустимую) обнаружились в жилых комплексах «Юбилейный квартал» (ЛенСпецСму), «Балтийская жемчужина» (ЗАО «Балтийская жемчужина»), «Оптимист» (ЮИТ), «Ломоносов» (Строительный трест). В августе 2011-го глава Службы строительного надзора Александр Орт объявил, что причиной аммиачного запаха стала антиморозная добавка «Цемактив-3», которую добавляют в бетон в холодное время года.
— Мы точно знаем, какая компания создала эту проблему, но там все документы спрятаны или уничтожены, доказать это в судебном порядке не удастся», — говорит генеральный директор НП «Объединение строителей Петербурга» Алексей Белоусов.
По его словам, уже разработаны составы, позволяющие связывать аммиак и не дающие ему выделяться. Поэтому «нехорошие квартиры» скоро очистят. А усиление контроля за качеством стройматериалов даст гарантию, что в будущем ничего подобного не повторится. Однако его оптимизм разделяют не все. Опытные строители говорят, что «Цемактив-3» имеет все необходимые сертификаты и вообще антиморозные добавки такого типа используются очень давно. Но никогда прежде запах аммиака в квартирах не появлялся. В кулуарах обсуждаются самые разные версии — и дешевый цемент, и песок, зараженный отходами жизнедеятельности животных, и плохая очистка вагонов, в которых перевозили стройматериалы, и смешение бетона разных производителей…
— Результатов экспертизы, которая проводится сейчас в Государственном архитектурно-строительном университете, еще нет, как и окончательных рекомендаций относительно того, как нейтрализовать выделение аммиака, — говорит вице-президент «Союзпетростроя» Лев Каплан.
Сегодня компании пытаются использовать все возможные способы — от тепловых пушек (известно, что при нагревании аммиак начинает выделяться более активно) до покрытия стен специальными составами. Но панацеи пока не найдено. Продажи квартир, в которых выявлен неприятный запах, всеми компаниями приостановлены. Постепенно решаются и проблемы с теми, кто уже приобрел в собственность аммиачные квадратные метры. По словам руководителя Общества потребителей Евгения Владимирова, к ним постоянно обращаются по этому поводу. «Как правило, удается урегулировать спор в досудебном порядке, — говорит он. — Например, ЛенСпецСМУ выкупает такие квартиры плюс компенсирует людям стоимость проведенного ремонта».
Потери, которыми обернулась история с аммиаком для строительных компаний, заставили их более внимательно относиться к качеству материалов. Белоусов отмечает, что сейчас появились передвижные лаборатории, позволяющие проводить экспресс-анализ бетона, который завозят на стройплощадки. В ответе, полученном из КВС, также отмечается, что компания принимает превентивные меры — проводит выборочный анализ поставляемого бетона, чтобы убедиться, что там не превышено содержание аммиака. «Квалифицированных и объективных рекомендаций» относительно того, что делать с уже построенным и заселенным домом, компания пока не получала…